В новой версии Устава РПЦ,принятой на последнем архиерейском соборе РПЦ, список стран входящих в юрисдикцию РПЦ пополнился Японией и Китаем (см. новость об этом на сайте Интрефакс-религия
( Read more... )
И Япония, и Китай всегда были каноническими территориями РПЦ - это не новость, достаточно хотя бы просмотреть официальные документы последних соборов, скажем, с 1970 года. В определениях Архиерейского собора этого года нет НИЧЕГО нового по вопросу о канонической принадлежности этих территорий. Автономный Церкви являются каноническими территориями Матери-Церкви - не так ли?
Вопрос, я думаю, не в том, являются ли автономные церкви канонической территорией матери-церкви. Это зависит от того, что понимается под канонической территорией? Вопрос в том, какими именно правами обладает церковь-мать на территории автономной церкви. Насколько я понимаю, пост именно об этом. И нынешний Устав РПЦ (см. в тексте поста ссылку, где сравниваются положения Устава с Томосом об автономии ЯПЦ) идет полностью вразрез с дарованным ею же самою Томосом и сужает понятие автономии церкви, как оно сложилось в православии в последние десятилетия и как оно отражено, например, "Православной энциклопедии" (см. ссылку в моем предыдущем комментарии).
Не знаю, в чем вопрос - но предлагаю точно формулировать. Юрисдикция РПЦ (в пределах автономий) всегда существовала в Японии и Китае, пожтому неверно говорить о ее восстановлении.
Японцы, если нужно, поинтересуются уставом матери-церкви. А миру Устав РПЦ не нужен: это длинный, рыхлый, противоречивый документ, который правится два раза в год, но не для того, чтоб жить по нему, а чтобы подогнать букву под существующую неканонческую реальность.
Та же проблема с Украиной.Я давно поднимала вопрос о наложении прав двух церквей на одной канонической территории. Если Япония каноническая территория РПЦ, то у ЯАЦ нет канонической территории. Потому что так нельзя. Понятие "канонической территории" - это исключительно понятие духовной ответственности на той или иной территории. Если на какой-то территории существует самоуправляемая церковь, то именно она несет ответственность за окормление верующих на этой территории. А церковь-мать просто по сути является гарантом ее легитимности, не более. Однако в уставе РПЦ собор имеет право как даровать автономию, так ее и отменить.
Что такое каноническая территория, не ясно, поэтому каждый под ней понимает, что хочет. Я вообще не уверен, что это понятие нужно.
В Томосе об автономии ЯПЦ ничего не говориться о возможности отмены автономии. ЯПЦ не обязана жить по Уставу РПЦ (тем более, что он меняется 2 раза в год), т. к. по Томосу она независима в делах внутреннего управления. Иными словами, эта автономия - раз и навсегда, покуда ЯПЦ существует.
томос это только томос. но раз автономия - внутреннее дело РПЦ, то его аннулировать ничего не стоит. понятие канонической территории введено митрополитом Кириллом (Алфеев писал, что это сравнительно новое понятие).
На самом деле большинство источников приписывают создание понятия о. Иннокентию Павлову (точнее его названия, так как по сути понятие древнее, только не имело особого названия и проработанной теоретической базы), о чём и он не раз сам утверждал. Но так как он в то время работал в ОВЦС, то реально, конечно, можно говорить что "введением" (в широкий обиход) этого понятия занимался митр. Кирилл.
Томос в принципе нельзя аннулировать, но его можно игнорировать. Так, Московская Патриархия недавно построила новый храм на земле, завещанной для этого прихожанкой, и использует его как подворье, что является нарушением Томоса. В Америке, Томос автокефалии ПЦА содержит полное отречение РПЦ от права юрисдикции в Северной Америке (за исключением нескольких "патриарших приходов"). Это им не помешало учредить автономную РПЦ на "канонической территории" ПЦА.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Однако в уставе РПЦ собор имеет право как даровать автономию, так ее и отменить.
Reply
В Томосе об автономии ЯПЦ ничего не говориться о возможности отмены автономии. ЯПЦ не обязана жить по Уставу РПЦ (тем более, что он меняется 2 раза в год), т. к. по Томосу она независима в делах внутреннего управления. Иными словами, эта автономия - раз и навсегда, покуда ЯПЦ существует.
Reply
понятие канонической территории введено митрополитом Кириллом (Алфеев писал, что это сравнительно новое понятие).
Reply
Reply
В Америке, Томос автокефалии ПЦА содержит полное отречение РПЦ от права юрисдикции в Северной Америке (за исключением нескольких "патриарших приходов"). Это им не помешало учредить автономную РПЦ на "канонической территории" ПЦА.
Reply
Leave a comment