Каноническая аннексия

Feb 09, 2013 13:05

РПЦ ВОССТАНОВИЛА СВОЮ ЮРИСДИКЦИЮ НАД ЯПОНИЕЙ

В новой версии Устава РПЦ,принятой на последнем архиерейском соборе РПЦ, список стран входящих в юрисдикцию РПЦ пополнился Японией и Китаем (см. новость об этом на сайте Интрефакс-религия).

Между тем в Японии действует автономная поместная Японская православная церковь, чья юрисдикция над японскими островами была признана Томосом об автономии изданным Московской патриархией и подписанным 10 апреля 1970. Под Томосом стоят подписи патриарха Алексия I и всех членов Синода (в том числе будущих патриархов Пимена и Алексия II, митр. Киевского Владимира и патриарха УПЦКП Филарета).

Вот как описаны отношения между новосозданной автономной Японской православной церковью и Московским Патриархатом:
Японская Православная Церковь, как Автономная Поместная Церковь, да будет независимой и свободной в делах своего внутреннего управления, а в вопросах хранения Божественных догматов веры и священных канонов - связанной через нашу Автокефальную Русскую Православную Церковь со всей Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, и без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты Святая Православная Автономная Японская Церковь да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов.
Далее перечисляется ряд обязательств Японской Православной Церкви по отношению к Патриархату и в одном месте даже уточняется, что Православная Автономная Японская Церковь входит "как Автономная и, следовательно самоуправляющаяся" в "Автокефальную Церковь-Матерь". Тем не менее из всего Томоса явствует, что, учреждая новою автономную поместную церковь, Московский Патриархат тем самым отказывается от непосредственной юрисдикции над ее территорией и передает ее для самостоятельного осуществления самой поместной церкви.

Изменение в тексте Устава объясняется, по всей вероятности, изменением понимания природы церковной автономии, произошедшим в православном мире за последние годы. На предсоборных встречах автокефальные церкви договорились, что, в отличие от автокефалии, предоставление автономии будет являться внутренним делом каждой автокефальной церкви. Тем самым устраняется повод для конфликтов между церкями, но в то же время умаляется значение предоставления автономии одной отдельной автокефальной церковью: оно больше не нуждается в признании со стороны остальных автокефальных цервей. По сути дела, автономная церковь больше не выделяется в отдельную поместную церковь, а остается по-прежнему в юрисдикции "церкви-матери". Новая глава Устава РПЦ об  "Автономных церквях" (глава Х), введенная на архиерейском соборе 2011, не предоставляет автономным церквям настоящей самостоятельности и не признает за ними больших прав чем те, которыми в канонической традиции Православной церкви обладают рядовые епархии или митрополии (об этом здесь).

Разительно отличие сегодняшнего подхода с воззрениями самого основателя Японской церкви, святителя Николая, уже в июле 1909 писавшего в ответ на вопрошания своего клира (см. здесь):С тех пор как поставлен Архиепископ Японской Церкви, можно сказать, что Японская Церковь есть ветвь Церкви Вселенской. Если бы созван был Вселенский Собор, то, конечно, на нем был бы и самостоятельный представитель Японской Церкви.

Если завтра будет созван Вселенский Собор, будет ли на нем самостоятельный представитель Японской церкви?

Япония, каноническое право

Previous post Next post
Up