Москва. Дом архитектора С. У. Соловьева в Малом Ржевском переулке

Feb 04, 2018 18:16




Дом архитектора С. У. Соловьева располагается на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков. Здание является прекрасным образцом стиля модерн, хотя автор не был приверженцем этого стиля и проектировал в основном общественные здания. Архитектор Соловьев жил в доме до 1912 года, затем до 1917 года особняк занимал известный художник-график П. Я. Павлинов. После революции в здании находились различные посольства и диппредставительства. До 2008 года здесь размещалось посольство Грузии. В настоящее время особняк занимает Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Дом архитектора С. У. Соловьева является объектом культурного наследия регионального значения.

Сергей Устинович Соловьев (1859-1912) - русский архитектор, реставратор, педагог и действительный член Императорской Академии художеств. Большинство работ этого архитектора - это общественные здания для благотворительных и образовательных учреждений. С. У. Соловьев работал в стилях эклектики, неорусского стиля, неоклассицизма. Среди самых известных его построек - кустарный музей в Леонтьевском переулке, главный корпус Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, Комплекс зданий Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.



Архитектор С. У. Соловьев. 1900-е гг. Источник: Википедия

Единственным обращением архитектора к стилистике модерна стал проект собственного дома.



Проект дома С. У. Соловьева. Источник: vladimirdar.livejournal.com

Особняк был построен в 1902-1903 годах на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков.



Проект дома С. У. Соловьева. Источник: vladimirdar.livejournal.com

Со стороны Малого Ржевского переулка угловое положение дома подчеркнуто ризалитом, завершающимся щипцом.



Дом С. У. Соловьева в 1903 г. Фотография Завадского. Журнал "Искры" №44 за 1903 г. Источник: PastVu

Неоромантический образ особняка возникает из синтеза архитектуры с декоративной пластикой и живописью на фасаде. Композиция и декор здания явно заимствованы из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau.



Источник: PastVu

Насколько я понял, отделка интерьеров особняка утрачена, и сохранилась  лишь на фотографиях. Ниже представлен вестибюль с парадной лестницей:



Из книги "Архитектурное наследие России. Сергей Соловьев". Источник: PastVu

Так выглядела гостиная в доме С. У. Соловьева:



ГНИМА. Источник: PastVu

Интерьер кабинета архитектора Соловьева:



Фотография из книги "Архитектурное наследие России. Сергей Соловьев". Источник: PastVu

Камин в кабинете С. У. Соловьева:



Фотография из книги "Архитектурное наследия России. Сергей Соловьев". Источник: PastVu

Фасады здания сохранились достаточно хорошо. На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга с изображением муз ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними помещен барельеф с Афиной Палладой, еще выше - майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой.




Большое трехчастное окно гостиной на втором этаже обращено в Малый Ржевский переулок. Оно украшено по бокам волютами, а снизу - керамическим "ковром" из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля.




Примечательно и оформление вертикальных импостов окна в гостиной.




На фасаде встречаются изображения различных животных. Так, входную дверь стережет лев работы знаменитого скульптора Николая Андреева. У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада с Малого Ржевского переулка, притаились совы.




Щель почтового ящика, расположенного рядом с входным порталом, оформлена в виде летучей мыши.




Над одним из арочных оконных проемов размещен маскарон в виде химеры.




Карниз большого выноса поддерживается фигурными коваными кронштейнами.




На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка.




Некоторые булгаковеды называют особняк С. У. Соловьева прототипом дома Маргариты из романа "Мастер и Маргарита", добавляя, что, по-видимому, М. А. Булгаков, описывая жилье героини, соединил этот дом с особняком напротив (особняк И. И. Некрасова).




россия, москва, наследие, архитектура, модерн

Previous post Next post
Up