Дом архитектора С. У. Соловьева располагается на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков. Здание является прекрасным образцом стиля модерн, хотя автор не был приверженцем этого стиля и проектировал в основном общественные здания. Архитектор Соловьев жил в доме до 1912 года, затем до 1917 года особняк занимал известный художник-график П. Я. Павлинов. После революции в здании находились различные посольства и диппредставительства. До 2008 года здесь размещалось посольство Грузии. В настоящее время особняк занимает Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии. Дом архитектора С. У. Соловьева является объектом культурного наследия регионального значения.
Сергей Устинович Соловьев (1859-1912) - русский архитектор, реставратор, педагог и действительный член Императорской Академии художеств. Большинство работ этого архитектора - это общественные здания для благотворительных и образовательных учреждений. С. У. Соловьев работал в стилях эклектики, неорусского стиля, неоклассицизма. Среди самых известных его построек -
кустарный музей в Леонтьевском переулке,
главный корпус Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, Комплекс зданий Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Архитектор С. У. Соловьев. 1900-е гг. Источник:
Википедия Единственным обращением архитектора к стилистике модерна стал проект собственного дома.
Проект дома С. У. Соловьева. Источник:
vladimirdar.livejournal.com Особняк был построен в 1902-1903 годах на углу Малого Ржевского и Хлебного переулков.
Проект дома С. У. Соловьева. Источник:
vladimirdar.livejournal.com Со стороны Малого Ржевского переулка угловое положение дома подчеркнуто ризалитом, завершающимся щипцом.
Дом С. У. Соловьева в 1903 г. Фотография Завадского. Журнал "Искры" №44 за 1903 г. Источник:
PastVu Неоромантический образ особняка возникает из синтеза архитектуры с декоративной пластикой и живописью на фасаде. Композиция и декор здания явно заимствованы из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau.
Источник:
PastVu Насколько я понял, отделка интерьеров особняка утрачена, и сохранилась лишь на фотографиях. Ниже представлен вестибюль с парадной лестницей:
Из книги "Архитектурное наследие России. Сергей Соловьев". Источник:
PastVu Так выглядела гостиная в доме С. У. Соловьева:
ГНИМА. Источник:
PastVu Интерьер кабинета архитектора Соловьева:
Фотография из книги "Архитектурное наследие России. Сергей Соловьев". Источник:
PastVu Камин в кабинете С. У. Соловьева:
Фотография из книги "Архитектурное наследия России. Сергей Соловьев". Источник:
PastVu Фасады здания сохранились достаточно хорошо. На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга с изображением муз ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними помещен барельеф с Афиной Палладой, еще выше - майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой.
Большое трехчастное окно гостиной на втором этаже обращено в Малый Ржевский переулок. Оно украшено по бокам волютами, а снизу - керамическим "ковром" из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля.
Примечательно и оформление вертикальных импостов окна в гостиной.
На фасаде встречаются изображения различных животных. Так, входную дверь стережет лев работы знаменитого скульптора Николая Андреева. У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада с Малого Ржевского переулка, притаились совы.
Щель почтового ящика, расположенного рядом с входным порталом, оформлена в виде летучей мыши.
Над одним из арочных оконных проемов размещен маскарон в виде химеры.
Карниз большого выноса поддерживается фигурными коваными кронштейнами.
На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка.
Некоторые булгаковеды называют особняк С. У. Соловьева прототипом дома Маргариты из романа "Мастер и Маргарита", добавляя, что, по-видимому, М. А. Булгаков, описывая жилье героини, соединил этот дом с особняком напротив (
особняк И. И. Некрасова).