СТРАНА ГЛУХИХ: ОБРЕЧЕНА

Aug 21, 2015 00:34

СТРАНА ГЛУХИХ: ОБРЕЧЕНА

В прошлую пятницу в московском Манеже православные активисты из движения «Божья воля», возглавляемые печально известным Дмитрием Цорионовым, разгромили экспозицию «Скульптуры, которых мы не видим». На выставке были представлены произведения художников и скульпторов Владимира Лемпорта, Николая Силиса и украинца по происхождению Вадима Сидура, с 1954 по 1968 годы входивших в творческое объединение ЛеСС. Наиболее пострадали работы Сидура. Охрана Манежа не препятствовала погромщикам. Вандалов задержали уже после того, как те смогли причинить вред, но вскоре отпустили. Ни Следственный комитет России, ни московская полиция, ни, само собой, Российская православная церковь не отреагировали сколь-нибудь внятно.

Вадим Сидур родился в 1924 г. в Екатеринославе, ныне в Днепропетровске, в доме на углу улиц Казачьей и Казанской (сейчас Комсомольская и Карла Либкнехта). В 1942 году, после военного училища, призван на фронт, командовал пулеметным расчетом. В 1944-м в бою под Кривым Рогом тяжело ранен в лицо. Выжил чудом. На следующий год поступил на факультет монументальной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища. Работал преимущественно вне официального признания. Скончался в 1987 г. Оставил после себя более 500 скульптур, 2000 листов графики, сборник стихов, книгу авангардной прозы, кинофильм. Его статуи стоят в Германии, США, России. Персональный музей открыт в 1989 на восточной окраине Москвы, в районе Перово.

По сути, лучшие скульптуры Сидура иероглифичны. Простые линии, внутренние пустоты превращают их в уникальные объемные литеры неведомого, но универсального алфавита, которые можно прочитывать вновь и вновь как текст о пронизанном болью, тревогами и надеждами человечестве, о каждом человеке отдельно, о нашей лишенной единства эпохе. Самый известный памятник Сидура - фигура Взывающего (установлен в Дюссельдорфе) - единый, непрерывный, отлитый в металле крик по всем погибшим, всем искалеченным, всем, кто страдал душевно или физически в страшном столетии.

Советская власть с ее манией запрещать все и вся, хоть на йоту отличающееся от соцреалистического канона, очень быстро ощутила страстное искусство Сидура как глубоко чуждое. Полноценных персональных выставок при жизни он так и не увидел, об установке монументальных работ не могло быть речи, а с 1972 года даже запретили иллюстрировать книги и журналы.

Теперь его пытаются уничтожить вновь - все те же воинствующие невежды, с такой же наглостью и подлостью, в том же союзе с властью, только под другим флагом. История повторяется, и отнюдь не как фарс.

Да, это уже было. Вытаптывали неугодное искусство, истребляли оппозицию, шли с войной на соседей. Именно поэтому нынешняя Россия, не способная усвоить исторические уроки, не желающая учиться ни на своих, ни на чужих ошибках, обречена. Обречена как вдрызг пьяный водитель, севший за руль гоночного автомобиля без тормозов, обречена как вампир, в упоенном самоослеплении идущий на солнечный свет, обречена как погруженный в галлюцинации наркоман, видящий привольную манящую лужайку прямо за окном своей квартиры на 25 этаже.

Громилы, пропагандоны, блеющие от восторга верноподданные овцы, спецслужбисты и спецподлецы - никого из вас, равно как и вашей России, не станет очень скоро. А Сидур останется.

Я раздавлен
Непомерной тяжестью
ответственности
Никем на меня не возложенной
Ничего не могу
предложить человечеству
Для спасения
Остается застыть
Превратиться в бронзовую скульптуру
И стать навсегда
Безмолвным
Взывающим

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
В статье процитировано стихотворение Вадима Сидура

скульптура, Россия, религия, публицистика, похвала глупости, цензура

Previous post Next post
Up