УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ
Когда «Днепр» впервые - в 1983 году - стал чемпионом СССР по футболу, я по несчастливому стечению обстоятельств находился в Советской Армии в Казахстане. Вечером 6 ноября в казарме работал телевизор, показывали тот самый решающий матч против московского «Спартака» (4:2). Посмотреть его у меня не получилось, но старшина роты, сержант Аркуша, тоже из Днепропетровска, со счастливой улыбкой сообщил мне, что «Днепр» таки чемпион.
Во время первых выступлений днепровцев в еврокубках, точнее, в Лиге чемпионов, я торчал в проклятом Казахстане, но уже летом вернулся в Днепропетровск, все еще бурливший от эмоций. Крайне досадная неприятность случилась тогда с французским «Бордо»; казалось, мы - с молодыми Протасовым и Литовченко - должны были проходить их просто по всем параметрам, но наши ребята банально перегорели из-за высокой ответственности: доселе «Днепр» не играл с западными клубами на таком высоком уровне соревнований. Остроты добавляло то, что Днепропетровск имел статус закрытого города, то есть иностранцам въезд туда был категорически запрещен из-за ракет на «Южмаше», так что ответный матч играли в Кривом Роге, и все равно город ошалел: настоящие французы, настоящий четвертьфинал!
Народ в интернете вспоминает:
«Кривой Рог 20.03.1985! Вы даже не представляете, как все ждали эту игру, Тигана!, Жиресс!, Шалана! Я очень хороший помню эту игру, было холодно, мне было 15!.. Когда били пенальти, сидел сзади ворот, мужики с трибун Краковскому Сереге кричали «Если отразишь все голы, дубленку подарим!!!" Шапки бросали во время игры и пенальти и после... Хорошее воспоминание...»
«Ну, ту ничью в Бордо с отбитым пеналем от Мюллера считали за победу. Краковский творил чудеса».
«А мне 10 лет было. Родители цветы тогда выращивали и продавали (тюльпаны). Первая игра была «под 8-ое Марта», и батя с матерью сидели в погребе, букеты мотали, а я бегал, отцу про игру рассказывал. А еще помню, в этом матче Лысенко по голове получил, так и бегал перебинтованный весь матч».
«Хороший помню эту игру, мы были типа в охране, курсанты авиаучилища, Днепр был на высоте, переиграл французов почти начисто, холодно было тогда, играли в Кривом Роге, Днепропетровск был закрыт для иностранцев, в перерыве была давка в переходе, после игры вкруг шапки валялись на стадионе, я даже какую-то зафутболил в те ворота, что Гена (Литовченко - ДД) в штангу попал:))»
Люди сидят на трибунах, смотрят футбол, а их судьбы в это мгновение остановились: вся судьба, все добро и зло, удача и проклятие, честь и совесть, кровь и пот - на поле. Конечно, и от наибольших побед, равно как от горчайших поражений, остается только статистика, только цифры. Но никакой счет не окончателен, ведь матчи заканчиваются, а игра продолжается, потому что приз в ней ценнее любого кубка - хорошая новость. Просто хорошая новость, даром, для всех и сразу.
Тайм-аут этой игры растянулся на 30 лет. Я демобилизовался, переехал в Киев, потерял интерес к футболу и обрел любовь к кино, видел, как исчез чемпионат СССР вместе с самим СССР, пережил две революции, написал две книги - и вот наконец, мать вашу за ногу - «Днепр» вышел таки из четвертьфинала в полуфинал проклятого кубка - пусть не чемпионов, а Лиги Европы, но таки вышел!
История любит дразниться, кусать себя за хвост, напускать тумана. Но в этот раз не обманула. Хотя бы в этот раз.
Дмитрий Десятерик, «День»