Летом 1922 г. делегаты экспедиции Шведского Красного Креста, работавшей на голоде в Самарской губернии, поехали в женский Раковский Свято-Троицкий монастырь. Монастырь до весны держал на довольствии наш губернский Помгол, но при видах на урожай снял с него. А урожая опять не случилось - монахини стали голодать и обратились за помощью в миссию Нансена (к которой шведы и принадлежали).
Монахини очень обрадовались визиту шведов, вынесли и показали им "большую старинную книгу в кожаном переплете, в которую записывались все важные события в жизни монастыря" - клировую ведомость, насколько я понимаю.
И указали там на запись, сделанную в 19 веке. Со слов монахинь, это были откровения, которые явились перед смертью их известной и почитаемой настоятельнице.
Эрик Экстранд, руководитель экспедиции ШКК, спустя двадцать лет после событий приводил ее содержание в своих мемуарах дословно так:
"Она видела монастырь в величайшем бедствии. Погибли люди и скот. Урожай погиб. Монахини жили в печали и нужде, как никогда прежде. Их собственные соотечественники стали врагами монастыря. Но тут на помощь монастырю пришли светловолосые люди из чужой страны. Они приехали на гудящих самодвижущихся повозках и стали спасителями монахинь".
Шведы все умели читать по-русски, но прочесть монастырскую скоропись самостоятельно не смогли. Однако, переводчица, бывшая с ними, заверила их, что все так и есть, как говорят монахини.
Что имеем.
1. Шведы реально были блондинами, кроме Карла Делина - см. портретные фото:
Они реально приехали на автомобилях.
2. Известных и почитаемых настоятельницы в монастыре было две - обе умерли до того, как могли хоть что-то узнать о существовании автомобилей. Самая известная - инокиня Мария (Анастасия Керова)
.
3. Сочинять православную легенду шведам-лютеранам (а Экстранд вообще был атеистом) никакого видимого резона нет. Русская переводчица, что была с ними - светский человек, мирянка. Экстранд упоминает этот случай как интересный и загадочный для него казус.
Разумных объяснения здесь всего два:
- монахини сочинили историю, чтоб произвести впечатление и сделать приятное шведам (но тут надо было как-то войти в сговор с переводчицей);
- это достоверное пророчество, содержащие совершенно конкретные детали в отличии от основной массы подобных пророчеств.
И есть шанс проверить.
Монастырь закрыли только в 1928 году. Канцелярию тогда предлагали забирать консистории, и если та отказывалась или не могла, то пускали на макулатуру. Все, кроме клировых ведомостей - они содержат исторические сведения и представляют историческую ценность. Клировые ведомости либо передавали все той же консистории, если слезно молили и забирали самовывозом, либо сдавали по описи в архив.
Если сдали в архив, то клировая ведомость Раковского монастыря должна лежать в Центральном государственном архиве Самарской области (все дореволюционные церковные документы переданы в архив Самарской епархии, а вот советского периода - там и лежат).
Как-то так. Шанс, что ведомость жива и дошла до наших дней - 50/50.
Если кто-то возьмет на себя труд и разыщет ведомость, то можно чекнуть.
Если да, там есть эта запись и за 19 век - перед нами неопровержимое чудо.
У Экстранда одна нестыковка - он говорит, что настоятельница умерла в начале 19 века, а монастырь открыли только в середине того же века. Но человек писал по памяти спустя 20 лет - мог и слегка напутать. Имени той настоятельницы он, увы, не приводит.
На групповом фото - тот самый визит шведов. Рядом с Экстрандом (помечен крестиком) сидит русская переводчица, подтвердившая содержание записи.