Сделал подборку основных препятствий, которые устраивали власти Польши гуманитарным эшелонам для голодающих Советской России и Украины в 1921-23 гг.
Путь гуманитарных эшелонов из Европы в Россию в 1921-начале 1922 гг. занимал в среднем месяц-полтора. В лучшем случае Польшу удавалось проехать недели за две. Причинами таких задержек были: Польша, ужасные разбитые дороги, нехватка вагонного и паровозного парка. Что любили делать поляки.
1. Проверять на каждой станции документы и накладные. Требовать все перевести на польский. Если перевод был уже выполнен - заверить документы в Варшаве. На созвон или обмен телеграммами с Варшавой и дипломатическими представительствами уходило по 2-3 суток на каждой остановке.
2. Самовольно прицеплять свои польские вагоны к перегруженным гуманитарным поездам.
Там, например, к 3-му чехословацком эшелону для голодающих Мелитопольского уезда, отправленному в апреле 1922 года, поляки прицепили 40 (СОРОК) цистерн с керосином. В результате поезд еле тащился черепашьим шагом больше недели, пока отчаянные телеграммы не возымели действие на самом высоком уровне. Но дальше для эшелона начался пункт 1.
3. Пересменка таможенников во время таможенных осмотров.
таможенники все очень тщательно осматривали, а когда оставался последний вагон, объявляли, что смена окончена и сваливали. Новая смена приходила только на следующий день и начинала осмотр с самого начала.
4. Требовали убирать и закрашивать на вагонах все надписи на немецком или русском языках как "нервирующие население Польши". Краску, разумеется, не давали - предлагали съездить за ней куда-нибудь далеко.
5. Устраивали железнодорожные пробки, намеренно пуская вперед свои тихоходные разбитые поезда, у которых постоянно выходили из строя буксы и сцепки вагонов.
Все случаи - из отчетов самого Нансена, чехословацких, шведских и французских миссий помощи.
На фото Антоний Пониковский - премьер-министр Польши того времени.