Вчера мне попалась на глаза следующая новость "
Концепт Citroen Ami One предложил мобильность напрокат".
В Женеве пятого марта будет представлен Citroen Ami One Concept - городской двухместный электрокар, который можно арендовать на срок от пяти минут до пяти лет. Чтобы управлять им в Европе, водительские права не нужны, поскольку Ami One относится к легким квадрициклам.
Длина - всего 2,5 метра, ширина - 1,5 м, снаряженная масса без учета батареи не превышает 425 кг, скорость ограничена на отметке 45 км/ч, лимит по мощности в четыре киловатта (5,4 л.с.). Запас хода - 100 км. Полная зарядка на станции занимает два часа. Чтобы зафрахтовать Ami One, нужно приложение с голосовым управлением на смартфоне. Замки электрокара разблокируются при считывании QR-кода с двери. Разработчики видят Ami One как альтернативу общественному транспорту, а также велосипедам, самокатам и скутерам.
Выглядит аппарат вот так:
Мысли по поводу:
Движение в правильном направлении. Уход от владения автомобилем к прокату по требованию легко и просто перейдет в общедоступный персональный (по использованию в данный конкретный момент времени), но общественный (по форме собственности) транспорт при смене экономической формации. Проблема парковок решается полностью, больше нет личных автомобилей, которые просто стоят и занимают место 23 часа в сутки. Проблема выбросов решена, привод электрический. Конечно, хотелось бы, чтобы электрокар был беспилотным, но, если уж пока нет автопилота пятого уровня - ладно, обойдемся первым или вторым. При наличии нормальной инфраструктуры (дорожное покрытие, разметка и т.п.), камер кругового обзора, систем экстренного торможения и предупреждения об уходе с полосы и других того же уровня безопасность значительно вырастет, особенно на скоростях до 50 км/ч. А лихачей на обычных автомобилях, которые превышают скорость и нарушают правила, надо жестко наказывать. Не уверен, что стоит разрешать управление всем, независимо от наличия прав, но в варианте, когда управление таким электрокаром входит в обязательную школьную программу - почему бы и нет.
Для города характеристики аппарата достаточные - при ограничении скорости в 50 км/ч в европейских городах максимальная скорость 45 км/ч годится, при том, что это наверняка принудительное ограничение и ездить на такой скорости можно постоянно, в отличие от указываемой в документации максимальной скорости обычных бензиновых автомобилей, которой на практике лучше не достигать. Для российских условий, конечно, нужны жесткая крыша (у концепта сдвижной тент) и отопитель, намного больший дорожный просвет и колеса побольше (у концепта 18-дюймовые) со "злой" резиной. И, желательно, полный привод.
Естественно, полностью традиционный общественный транспорт такие аппараты не заменят. Быстро перемещать большие массы людей на десятки километров, с одного конца большого города на другой, лучше по рельсам, под землей или по земле (про межгород я и не говорю). Если делать это исключительно при помощи таких электрокаров или даже полностью роботизированных капсул персонального транспорта, будут пробки. Зато электрокар прекрасно подходит для "последней мили" - сел, доехал до станции рельсового транспорта, сдал электрокар обратно в систему, сел в поезд. Вышел из поезда, сел в электрокар - или прогулялся пешком, никто же не запрещает. Но всякие маршрутки и мелкие автобусики не нужны.
В общем, пока отдельные мечтатели рассуждают о том, как эффективно запихать людей в автобус с плотностью 5 человек на кв. метр или заставить их ходить пешком в любых условиях и в любую погоду - даже частные корпорации придумывают что-то новое (таков капитализм, он готовит материальную почву для будущего общества). А после избавления от капитализма такие наработки очень пригодятся.