Хейден Уайт

Jan 23, 2011 18:59


Я вырос в среде рабочих, не имеющих представления о традиции; для них высокая культура казалась загадкой, которую я сам разгадывал в ходе получения образования. И я нашёл интереснейшим занятием размышлять о том, что вот, оказывается, существовали целые классы и группы людей, ориентировавшихся на память, обеспеченную традицией. Это было для меня тайной. И то же самое история: место, которое вы исследуете, место отношения человека к своему прошлому. Чем больше я изучаю эту область, тем более становится для меня очевидным: то, что производят историки, есть воображаемые образы прошлого, которые функционируют как воспоминание о прошлых событиях в чьём-то индивидуальном воображении. Именно поэтому я иногда подчёркиваю подзаголовок моей книги «Метаистория. Историческое воображение». Вообразить что-то - значит, сконструировать его образ. Но вы не просто конструируете прошлое и соотноситесь с ним в неком образе. Философы истории старой школы полагали, что философия истории должна исследовать историю с эпистемологической точки зрения. Это вполне оправдано. Но для меня гораздо более интересно размышлять о психологии исторического бытия. Что это значит: думать, что вы живёте в истории? Это вопрос проанализировал Ф. Анкерсмит. Что значит испытывать историю? Что такое исторический опыт? Когда вы задаёте такой вопрос, он звучит странно; странная идея - иметь исторический опыт. Вы ведь не «испытываете» историю. Мы переживаем наводнения, битвы, войны. Югославы, вы думаете: они «испытали» историю? Нет! Они пережили тиранию, смерть и терроризм. Так какова же та «история», которую «испытали» эти люди? Это плод воображения. Но он реален.
Эва Доманска: Есть ли противоречие между воображаемым и реальным?
Нет, потому что то, что воспринимается как реальное, всегда немного воображаемо. К реальному нет прямого доступа. Оно досягаемо только через образ. Именно поэтому столь важна теория метафоры.
Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010. - с.56-57



Хейден Уайт на факультете истории университета в Познани, февраль 2010 г.
"Не левые, ни правые. Свобода!"

ankersmit, история, серый, тёмные начала, книги, white

Previous post Next post
Up