"Путешествие рок-дилетанта" Александра Житинского/"Rock Dilletants' Journey" by Alexander Zhitinsky

Sep 16, 2018 15:22

Дочитал я вот только что, и столько всего в голове теперь роится и теснится, что даже не знаю, с какой стороны за пост взяться ( Read more... )

music makes the world go round, reading is a pleasure

Leave a comment

Comments 47

rider1976 September 16 2018, 14:12:29 UTC
Книжку читал, хорошая. Особо порадовал оппонент Житинского - на тот момент журналист Андрей Гаврилов, наиболее известный как переводчик видеофильмов. Он, если я ничего не путаю, как раз поддерживал твою точку зрения, что русский рок вроде как хочет что-то сказать, но голос ещё слишком слаб. А вот на Западе там музыка совсем другая, да.
Но, я считаю, что русскому року нужно было дать шанс, сейчас мы имеем неплохую прослойку групп, делающих вполне качественную музыку, а некоторые из этих групп вышли ещё из тех времён.
"Грязный подвал, и на стенах женщины,
Отчизна которых - туземный атолл;
Сомнительный звук, но в каждом аккорде -
Слепая вера в рок-н-ролл.
Но кто-то разбил хрусталь наших грез и вырвал из жизни дни,
Дни, когда мы верили в то, что все еще впереди." (с) "Крематорий"

Reply

crystal_cold September 16 2018, 14:31:39 UTC
Этот оппонент меня тоже порадовал, да:) Но автор писал не о том, потому и "эфирного времени" ему почти не отвел (хотя еще к огромной чести Житинского надо сказать, что он не стеснялся противоположных мнений, и их не затирал, хотя легко мог бы). В этом же ключе меня и Юрий Наумов очень порадовал - если бы я не знала, что сейчас он таки живет своей музыкой в Америике, то я бы даже взгрустнула, что он не в то время, не в том месте родился ( ... )

Reply

rider1976 September 16 2018, 14:51:04 UTC
Если я всё правильно помню, то вот эта переписка (в основном, с Гавриловым) и была тем стержнем, на котором потом и базировалась вся книга. А Гаврилову было что сказать - это ему принадлежат все аннотации в серии пластинок "Архив популярной музыки", выходившей в советское время, и моментально разметавшейся с прилавков немногочисленных музыкальных магазинов ( ... )

Reply

crystal_cold September 16 2018, 15:02:47 UTC
Ну, не стержнем:))) Но письмами они с Житинским обменивались, и часть из них в книгу вошла (кстати это дичайше круто - все корреспонденты Житинского писать умели, и эти письма воспринимаются не как какие-то исторические документы, а реально как часть увлекательной и познавательной книги)

Про голос БГ - да%) Даже не так - ДА!%))) А что самое удивительное, сколько бы его разных песен я не слышал, у меня всегда оставалось ощущение, что я все время слушал какую-то одну%) Очень однообразно, несмотря на вероятный накал поэтики (каюсь, не могу оценить). Современный, впрочем, он на меня тоже скуку наводит - я вижу, что он откровенно колбасится, но на какой-то своей волне, на которую я категорически не настроен%)

Хы)) На примере Чижа как раз мне в скайпе и пытались реабилитировать русский рок))) Помню, универская подруга их очень любила (впрочем, она любила и Калинов Мост, и АукцЫон, и Крематорий), ходила на концерт, но я так и не проникся%)

Reply


mfonin September 16 2018, 15:32:17 UTC
Имхо, им тогда была важна движуха, а не ее результат (в виде песен, композиций, альбомов). Просто хорошее совместное времяпровождение, преодолевая трудности, бесконечная тематическая вечеринка. И все это было возможно только в декорациях СССР, чтобы важной частью была личная свобода.
Песни равно, но в каких кочегарках это писалось)
Что касается текстов и поэтики, ну так если переводить с мунспика, то там тоже редко где бриллианты.
Да и все это уже в прошлом.

Reply

crystal_cold September 16 2018, 15:43:45 UTC
Про движуху - да%) У меня не раз и не два возникало впечатление, что я читаю про какую-то очень масштабную ролевую игру, где полигоном - вся страна, а главные игроки постоянно организуют какую-то движуху. Сейшены-квартирники-фесты-концерты, и все с неповторимым советским колоритом (что логично, конечно, другого не было). И часть игроков если не чувствовала, то подозревала это же - тот же Борзыкин хотя и сдержанно, но очень нелицеприятно прохаживался в адрес БГ. И при этом у меня не укладывается в голову, что такие масштабы приняла просто ролевка - должны они были все-таки верить в то, чем заняты. Джвижуха ради движухи, да еще в таком масштабе?.. Разве что в пику западу, с пресловутым "мы-таки делаем свое, а какое оно свое - уже не так важно, главное, что свое"%)

За поэтику англоязычных я и не впрягаюсь (хотя там очень зависит от конкретики) - потому что англоязычный рок таки прежде всего про звук и владение иснтрументом (и да, как мне непонятен русский рок, так мне и непонятен фанатизм по битлам).

Reply

mfonin September 16 2018, 15:56:45 UTC
Я чуть застал хвосты этой движухи, я был пионэром в начале 90-х, а олдовые хиппаны и люди из движения ещё встречались где-то до середины 0-х. В общем, там была особая Атмосфера, такой симулякр, внутри которого это все пооисходило - дичайший компот из обмена музыкой, создания своей рок-группы, гитар-самопалов, анаши, автостопа, Алтая, ротапринтов Блаватской, дзен-буддизма, дешевейшего бухла, вписок и блокнотиков с вписками по всему Союзу, путешествий на "тягах" (они же собаки, они же перекладные) в Крым или к черту на рога, чужих палаток и походов, переписанных от руки текстов Led Zeppelin, дай 13 копеек, поехали где Янка жила, я знаю одного чувака-меломана с коллекцией винилов у него можно зависнуть, каких-то странных ночевок со сторожем-нефором в его будке охранника за чаем и разговорами за жизнь - все так кипело, и внутри этой сказочной страны все было возможно и все было волшебно ( ... )

Reply

crystal_cold September 16 2018, 16:33:19 UTC
Ого! У меня до сих пор не было знакомых-очевидцев (те, что были в доступе когда-то были не моего калибра для общения по возрасту и весомости, да и говорили мы на языках разных ценностей, что уж тут), и про каких-нибудь, например, митьков я только печатные источники конца девяностых-начала миллениума изучал%)) Но помню, что даже в те времена мне казалась какой-то удивительно-фантастической эта вот "легкость бытия" с вписками и стопом%)

Впрочем, я так понимаю, что как раз эта строна субкультуры не была сугубо-отечественной, а таки просочилась с запада, вместе с мелодиями битлов и цеппелин%) Совесткие хиппи же не просто так вдруг из воздуха зародились%) Впрочем, не отрицаю, что на этой почве возникли по-истине уникальные явления и в мировом масштабе - насколько я понял, фигуры аналогичной фигуре Коли Васина не было и нет%)

Reply


yuksare_yuksare September 16 2018, 16:50:32 UTC
Фиг его знает. Мы гордимся Янкой, от буржуев слышим, что современные женские группы выросли из Янки. То есть, нерусскоязычные. Что все эти "Колибри" изначально Янку слушали - факт.
Я сейчас искренне удивлена тому, как хорошо и быстро пропололи новосибирскую тусовку.
Кстати, а "Калинов-то мост" ты куда отнесешь? Ну и Маркову их за компанию.

Reply

crystal_cold September 16 2018, 17:09:15 UTC
Ничего не могу сказать про Янку, вот хоть как%) Впрочем, и ее влияние на кого-то не оспариваю%)
В каком смысле - пропололи? Кто и когда?
Я их никуда не отнесу, но и без меня их давно отнесли в число если и не апологетов, то блестящих продолжателей в духе новой волны. И вот разные апологеты очень благосклонно про них рассуждали)

Reply

yuksare_yuksare September 16 2018, 17:31:24 UTC
Просто у нас как-то вывихнута была реальность, и, соответственно, талантливые люди творили очень сильно не так, как буржуи. Про своих я много знаю, естественно, поэтому понимаю, что если бы классика, то они были бы просто чьими-то копиями, а если не-классика, значит, не совсем рок ( ... )

Reply

crystal_cold September 16 2018, 17:48:32 UTC
Про классику и не рок я не очень понял ( ... )

Reply


kat_dallas September 17 2018, 06:37:53 UTC
Книгу не буду читать, а твои впечатления с интересом прочла)

Reply

crystal_cold September 18 2018, 05:20:51 UTC
Вот люблю своих френдов ^______^

Reply


rus_from_tallin September 19 2018, 19:17:03 UTC

У русского рока никогда не было основы: капитализма. Без капитализма, без инфраструктуры - развитого шоубизнеса - многообразная музыкальная жизнь невозможна. Гении умирают в бедности и нет стимула новым талантам пытаться пробиваться через преграды, ибо возможная награда не так высока, как на Западе.

Поэтому всё держится на голом энтузиазме. А энтузиазм - стимул не вечный, человек от него быстро устаёт: нужно растить детишек, зарабатывать на их обучение, жена требует новую мебель, тёща пилит, родители считают придурком, и т. д.

К тому же русский рок упирается в - непонятные всему миру - русский язык и кириллицу. Никогда русский язык не даст пробиться русскому року за кордон.

Поэтому русский рок слаб и будет слаб всегда.

Reply

crystal_cold September 20 2018, 07:07:01 UTC
С инфраструктурой да, тяжко было - только в девяностые там что-то как-то завертелось.

Пробиться куда-либо ИМХО не дает не кириллица (она играет свою роль, конечно, но последнее время-то как раз наметилась мода на звучание оригинальных языков), а крайняя убогость музыкальных композиций и недостаточный уровень владения инструментами (не считаем зубров вроде того же БГ, которые уже давно сделали себе имя и нахватались опыта). Думаю, что если бы к тем же высоко-поэтичным текстам прилагалась бы и высококлассная музыка с драйвом, то запад с удовольствием бы слушал, и с интересом переводил бы тексты сам. Но чего нет, того нет%)

Reply


Leave a comment

Up