Опасные связи

Feb 11, 2018 09:21

Что-то мне то лень хотя бы про одну книгу за год рассказать, то вот уже про вторую за неделю руки чешутся написать (вчера не собралась, но сегодня вот). Главное, как раз, когда дохрена всего лежит на перевод, мне начинают попадаться запойные книги и запойные игры, от которых что-то не оторваться (да, пост про игру тоже ждет своего часа).

Шодерло де Лакло "Опасные свзяи" - шикарнейший образчик эпистолярного жанра и, по мнению литературоведов, один из лучших французских романов XVIII века. Не будучи филологом, я на него наткнулась как всегда случайно, в чьем-то глобальном списке того, что каждый порядочный человек должен прочитать в своей жизни. На порядочность я не слишком претендую, но описание заинтересовало, потому книга перекочевала в мой ридер, а теперь и ко мне в голову.

Википедия говорит, что в разное время роман осуждали, запрещали и порицали, считали чуть ли не порнографическим, порочащим нравственность и вот это все. Даже в предисловии автор кокетничает, что вот мол, лица, тут изображенные, явно какие-то чужие чужаки, которые не могут существовать в нашем благопристойном и благородном обществе, на которое эта книга возводит такую клевету.

А меж тем, это самое "благопристойное общество" изображено с такой точностью и в таких деталях, что просто диву даешься, как это возможно было сделать при помощи того инструментария, что выбрал автор (который, к слову, не написал больше ни одно крупного произведения, зато то, что написал, по, на мой взгляд, претендует на звание шедевра). Потому как весь роман состоит сплошь из писем, которые даны в хронологическом порядке, являются "частью более обширной переписки различных лиц", и охватывают период из жизни героев с 3го августа по 14е января, всего 175 писем.

Сюжет можно подглядеть все в той же Википедии, котя я не стану тут цитировать спойлеры:

"Госпожа де Воланж забирает свою дочь Сесиль из монастыря, где ту воспитывали, чтобы выдать замуж за графа де Жеркура. Бывшая любовница Жеркура, когда-то обиженная им, маркиза де Мертей, желая отомстить обидчику, планирует соблазнить невесту, чтобы опорочить графа и выставить его посмешищем в обществе. В осуществлении своих замыслов маркиза прибегает к помощи своего друга, известного сердцееда виконта де Вальмона. Вальмон и маркиза некогда были любовниками, однако теперь лишь закадычные друзья..."(с) И так далее.

Читается очень легко и быстро - почти все письма короткие, а тому, кто переводил с французского, хочется сказать большое спасибо. Сюжет развивается очень быстро, и каждое письмо строго на своем месте (в примечаниях автор поясняет, что те письма, которые не прибавляли ничего к содержанию - а таковые безусловно были, в любовной-то переписке - были изъяты и не вошли в печать, как несущественные).

Меня со старта поразил контраст. Все начинается с писем Сесили, невинной девицы, по-сути, абсолютного ребенка, который не знает о жизни ничего вообще. Они такие наивные, что я невольно умилилась, вспоминая годы собственной наивной молодости (какое счастье, что я живу в совершенно иную эпоху!). Затем раздаются голоса маркизы и виконта - прожженых и циничных взрослых, которые слишком хорошо оба знают, чего хотят от жизни. Их письма сразу же очень оживляют повествование - с фривольной непринужденностью, очень игриво, но одновременно очень жестко они обсуждают весьма нелицеприятные вещи. Я теперь гадаю - входит ли эта книга в число обязательных к прочтению среди тех, кто решил посвятить себя пикапу? "Опасные связи" считается родоночальником психологического романа, и - я согласна - психологизма тут столько, что можно отгребать лопатой. Здесь уйма мельчайших деталей того, как рассуждает и ведет себя рассчетливый соблазнитель, что при этом испытывает и что думает его жертва.

Все герои живые. Каждый из них заметно меняется к концу книги, и автор блестяще сумел это передать. Книга, понятное дело, весьма нравоучительна - порок к конце наказан, добро торжествует, но... Счастливым концом здесь не пахнет и близко. Если бы герои жили в наше время, вероятно у некоторых из них еще был бы шанс. Но в ту эпоху - увы.

Что меня саму удивляет - я в чем-то сочувсвтую Вальмону, и именно его мне жалко из всех прочих героев романа. Ну и, пожалуй, президентшу де Турвель еще. Он совершенно рассчетливо и трезво мастерски играл с чужими чувствами, был, скажем откровенно, абсолютным моральным уродом. Он вечно гнался за удовольствиями - как плоти, так и духа (хотя эти удовольствия духа, по-сути, весьма и весьма извращенные) - перелетал от одной женщины к другой, словно огонь, который в лесу перекидывается с дерева на дерево (и, часто, с тем же результатом). И при всем этом, мне он почему-то симпатичен (кажется, тут наступает момент, когда стоит задуматься о собственном моральном уродстве). Он получал удовольствия, но следил за тем, чтобы его жертвы тоже получали свою долю (да, потом наступало жесточайшее похмелье, и таковы были правила игры, в которую он играл). И азарт охотника, или заядлого картежника гнали его все дальше и дальше. Пока сам не пал жертвой.

А вот маркиза какая-то слишком холодная, слишком циничная. Пока Вальмон гонится за удовольствиями и преследует только их - и это я еще с натягом могу понять, она - рассчетливо манипулирует другими просто так, из любви к искусству. И вся ее "миссия мстить за наш слабый пол" как-то у меня не вызвала сочувствия.

Что-то как-то многовато букв написалось, и, хотя можно было бы добавить еще, наверное я закруглюсь. Вот что у меня за проблемы - вечно читаю какие-то такие книги, которые кроме меня вокруг никто не читает, а потом их толком обсудить не с кем...

reading is a pleasure

Previous post Next post
Up