Я уже как-то упоминал, что «святой троицей» археологии является простой набор весьма тривиальных предметов: жилище, керамика, погребение.
Ни летопись, ни древняя карта, ни самый уникальный древний меч не могут нам заменить этой «святой троицы».
Если археологи не обнаруживают на определённой территории этих трёх главных компонентов материальной культуры любого народа - то напротив какого-нибудь народа «роксолан» или «савиров», пусть даже и упомянутых у Геродота, можно ставить жирный знак исторического вопроса.
В этом случае у нас получается, что летопись говорит «чёрт знает что». То ли летописец был весьма далёк от реалий описываемых им событий, то ли «мне Мойша напел эту йестудей - боже, как шепелявят эти битлз!», то ли вообще - выдумал этих самых «роксоланов».
Короче, газета «Правда» в саркофаге Ярослава Мудрого:
А чего смеётесь? Про газету «Правда» - это настоящая история, а не какая нибудь выдумка Геродота.
Можете сами прочитать этот увлекательный рассказ о путешествии останков князя
на украинском прямо из первых уст директора заповедника «София Киевская» Нелли Куковальской, а можете, если хотите, изучить
вольный перевод описания данных событий на русский язык, в случае слабого понимания вами современного украинского.
Причём, как видите, факты в двух разных текстах уже изложены по-разному. Хотя и касаются эти описания отнюдь не событий седого XI века нашей эры, когда у нас официально и усоп знаменитый князь Ярослав Мудрый, а перипетий самого что ни на есть задокументированного и изученного вдоль и поперёк ХХ века.
Но - итог остаётся итогом. Останки князя пропали (хотя и понятно, что они украдены во время оккупации Киева и вывезены в США), а в саркофаге у нас теперь вместо мощей Ярослава Мудрого лежат газеты «Правда» или «Известия».
Напечатанные в весьма историческом и близком к нам 1964 году. Которые там нашли только в 2009 году. А князь Киевский - пропал.
А саркофаг-то - вот он! Стоит себе, целёхонький.
Из белого проконесского мрамора, да ещё и принадлежавший изначально... римскому епископу
Клименту I !
Чьи мощи из саркофага... о, там уж совсем запутанная история.
Разбросало товарища Климента по миру не по-детски. Можете почитать, где и как сейчас расположен Климент I. Ярослав Мудрый хоть вроде бы в одном месте лежит.
Чудесны дела твои, господи!
Пожалуй, стоит посмотреть на саркофаги повнимательнее.
Ведь, как ни крути: жилище, керамика, погребение.
Вопрос саркофагов очень тесно завязан на вопрос населения. Напомню, какое рубилово в комментариях было в одной из прошлых статей, когда речь зашла о
христианских храмах древнего Константинополя.
Ну и напрямую завязанном на вместимость храмов, вопросе о количестве христианского населения Константинополя.
Вашего скромного слугу тут же обвинили в «непонимании революционности момента» и предложили не спорить с оценкой в 350 000 жителей античного Константинополя, которые, по мнению комментаторов, вполне могли бы и помолиться и в храмах, рассчитанных максимум на 30 000 человек, пусть и стоя там плечом к плечу.
Ну, например, организовав живую очередь к моменту утренней молитвы.
Вокруг Константинополя у нас возникали «посады»,«деревни» и прочие образования для того, чтобы выйти на цифру в 350 000 жителей, как на минимально допустимую для Вечного Города, Второго Рима и Оплота Христианства - по совместительству.
Хотя, конечно, Википедия и тут превзошла всех нас, нарисовав в своём фантазийном Константинополе VI веке нашей эры,
в 530 году, аж 590 000 населения.
В то время, как население города, в общем-то, легко вычисляется просто исходя из его самой критической потребности - воды.
Коей Константинополю не хватало от самого его рождения, для чего и была создана одна из крупнейших античных систем водоснабжения, остатки которой мы и можем видеть и сегодня:
Акведук Валента. Сохранившиеся 950 метров исторической части.
Он снабжал Константинополь водой на протяжении более, чем тысячелетия и был, в общем-то, наряду с дождевыми осадками, единственным источником воды для Второго Рима.
Естественный сток рек (а точнее - ручьёв), протекающих на территории Константинополя столь мизерен, что вопрос акведука ещё для предшествовавшего Константинополю греческого Византия пришлось решать уже во времена императора Адриана.
Где-то эдак за лет 200 до христианства, переименования города и императора Константина, коему Константинополь и обязан своим быстрым ростом.
Акведук Адриана (117-135) сменил акведук Валента (368-375), который в более позднее время дополнили целым рядом водопроводных цистерн для сбора паводковых и дождевых вод.
Вся система акведуков Валента была длиной более 250 километров, что показывает, насколько остро стоял для Константинополя вопрос водоснабжения.
Описания цистерн и акведука Валента, если что, есть
вот тут, по весьма подробной ссылке.
Для жаждущих посчитать самостоятельно, как накормить пятью хлебами толпу обеспечить полумиллионный город водой - все данные по производительности акведука и вместимости цистерн - в наличии по приведенной ссылке.
Для тех же, кто хочет услышать результат сразу -
сообщаю: немецкие учёные К. Дальман и П. Виттек ещё в 1933 году скрупулёзно посчитали все водные ресурсы античного и средневекового Константинополя и пришли к грустной цифре: знаменитый город никогда не имел населения более 100 000 жителей, а в тот момент, когда им завладели турки, в 1453 году, количество жителей Константинополя было и того меньше.
Кроме того, засушливость местности вокруг Константинополя не позволяла до решения вопроса с водоснабжением иметь сколь-либо значимые города-спутники вблизи от Константинопольских стен.
Вот достаточно подробная и полная карта Константинополя, выполненная в конце XVIII века:
Карта
в оригинальном размере, если кто-то хочет рассмотреть её во всех деталях.
Как видите, за пределами стен Константинополя времён императора Феодосия - малолюдно и в 1770-м году. Понемногу застраивают Галату, в азиатской части появился район Хайдарпаша, но до размеров современного Стамбула - Константинополю ещё расти и расти.
Эта цифра населения, в принципе, позволяет немного иначе посмотреть на результаты городского
восстания «Ника», предварившего постройку императором Юстинианом знаменитого храма Айи Софии.
Восстание «Ника» унесло не меньше 35 000 жизней жителей тогдашнего Константинополя.
Назовём это восстание населения позднеримского Константинополя с 35 000 погибших своим настоящим именем: резня.
Погибло ведь не 5-10% населения тогдашнего Константинополя, если брать официальную оценку населения в 350-590 тысяч жителей.
Даже при условии того, что 35 000 погибших - это позднейшая, завышенная цифра (газета «Правда» в нашем саркофаге, в данном случае - это
«Хронография» Иоанна Малалы) - то, в случае 100-тысячного города, речь может идти о гибели 25-50% мужского населения тогдашнего Константинополя.
Напомню сюжет восстания: за день до начала восстания семь жителей города были схвачены стражей императора по обвинению в подготовке мятежа против власти и тут же были казнены по приказу Юстиниана.
Однако, при приведении приговора в исполнение, неожиданно сломалась виселица. Два мятежника смогли укрыться в одной из церквей Константинополя. Городская страже заблокировала неудачных висельников в церкви, не решаясь, однако, применить грубую силу в храме.
Судьба мятежников повисла на волоске - официально помиловать их мог только император, однако он не спешил это делать.
Формальный повод для восстания был пустячным, суть играла «революционная ситуация».
Через три дня стояния на Грушевского блокады мятежников в церкви планово проводились ежегодные игры на ипподроме.
Император Юстиниан был столь непопулярен в народе (ау, Янукович?), что две партии, которые до этого враждовали между собой на ипподроме («голубые» и «зелёные»), на фоне казни своих предводителей объединились в совместный фронт в противостоянии с властью Юстиниана и начали общегородской мятеж.
Символом мятежа послужило восклицание «Героям слава» «Ника», которое позволило восставшим античным ультрас быстро отличать своих соратников от лояльных императору жителей города.
Во время быстро разгоревшегося мятежа толпа константинопольских жителей стала грабить лавки, завязались натуральные уличные бои, восставшие сжигали налоговые списки, захватывали тюрьмы и выпустили на свободу заключённых.
Что характерно, армия Юстиниана в этот момент тоже не сидела без дела - наёмные войска Юстиниана в первые дни восстания вместо организации противодействия восставшим, столь же увлечённо грабили православные храмы и жилища жителей города, сколь самозабвенно восставшие выжигали императорский дворец.
Достаточно сказать, что за неделю беспорядков в Константинополе разнесли к чертям не только Святую Ирину и Святую Софию доюстиниановской постройки, но и сожгли большую часть императорского дворца, разрушили с десяток церквей помельче и подожгли Украинский Дом Октагон - здание, в котором размещалась академия Константинополя.
К пятому дню бунта тогдашняя олигархия осознала, что «если с процессом нельзя бороться, то надо его возглавить!».
Для усмирения разбушевавшейся черни было предложено обычное решение: поменять шило на мыло Юстиниана на Ипатия.
Ипатий был одним из сенаторов императорского сената, который и был предложен восставшим в качестве нового императора.
Мятежники подхватили Ипатия и короновали его василевсом на форуме Константина, вручив ему царские регалии и золотое ожерелье императора, которое они вынесли из дворца.
Форум, на котором короновали Ипатия.
Успех мятежа решили закрепить на майдане ипподроме, куда набились и мятежные сенаторы, и большая часть революционно настроенных жителей города.
Судя по словам Иоанна Малалы, в этот момент и началась заранее спланированная спецоперация Юстиниана по зачистке майдана ипподрома.
Верные императору войска вошли на ипподром с двух сторон и начали поголовное уничтожение всех находящихся там людей. Использовались как луки, так и мечи. Судя по всему, исходя из вместимости ипподрома, только там было убито не менее 14 000 человек.
Бывшие главари мятежников - Ипатий и Помпей - были захвачены Юстинианом и начали молить его о пощаде.
«Мы много потрудились, чтобы привести на ипподром врагов державы нашей» - аппелировали они к милости Юстиниана.
В ответ василевс сказал им: «Хорошо сделали. Однако, если они слушались ваших приказаний, почему же вы не сделали этого до того, как был сожжен весь город?»
На следующий день и Ипатий, и Помпей, и поддержавшие их сенаторы были казнены.
Были ли они провокаторами Юстиниана, который использовал их «втёмную», чтобы упрочить свою власть и перерезать на законных основаниях недовольных - или же они были искренними идиотами властолюбцами - нам уже теперь никто не скажет.
Так бесславно закончилась «Ника» и началось спокойная «юстиниановская ударная пятилетка» по постройке нового храма Святой Софии.
Конечно, для создания величия храма пришлось обнести на предмет стройматериалов половину тогдашнего Средиземноморья, но - деваться-то было уже реально некуда!
Судя по всему, к моменту начала постройки Софии в Константинополе был не то, недостаток квалифицированных каменщиков, строителей или скульпторов - там просто не хватало рабочих рук.
Однако, уже через десять лет Константинополь, который вряд ли мог в полной мере оправиться от «Ники» и мегазатратной стройки Святой Софии, попал под следующую напасть.
Юстинианову чуму.
Имея в голове ограничение в 100 000 населения города, задаваемое акведуком Валента, можно по другому можно посмотреть и на сообщения об Юстиниановой чуме, которая, согласно газете «Известия» сообщениям Иоанна Малалы и Прокопия Кесарийского на пике своего разгула на просторах Восточной Римской империи, уносила по 5 000 жителей Константинополя ежедневно.
А в отдельные дни эти авторы упоминают и о 10 000 жертв эпидемии.
Учитывая, что согласно Иоанну Малале, «божья гроза продлилась шесть месяцев», возникает вопрос: а сколько же людей погибло в Константинополе во время Юстиниановой чумы?
Если взять даже некое нормальное распределение по избирательным участкам по датам гибели людей и принять пик в 5 000 жертв в сутки, как максимум, то у нас получится совершенно невозможная цифра в 250 000 погибших от чумы.
(Я сознательно отсекаю тут длинные «хвосты» распределения, в которые у нас попадают начало и конец эпидемии, и которые не попадают в ощущение «божьей грозы длиной в шесть месяцев»).
И это, заметьте, по прежнему в рамках рассматриваемого нами практически модельного Константинополя, по которому у нас масса ограничений чисто природного характера.
Ну и, наконец, у нас есть 1000 лет христианской истории города.
От 330 года нашей эры и от Константина Великого - и вплоть до Константина XI Драгаса, погибшего при осаде города турками в 1453 году.
Во время которых у нас город имел... ну, скажем, те же самые модельные 100 000 жителей, количество которых задаётся нам акведуком Валента и цистернами города.
Пусть средний житель Константинополя жил 40 лет. За 1120 лет истории города это составит 28 поколений.
Или же - 2 800 000 покойников. Христианских покойников, погребённых по христианскому обряду.
Жилище, керамика, погребение.
Чёрт с ними, с жертвами «Ники» и с погибшими при Юстиниановой чуме и десятке других восстаний! Где все эти погребённые?
Ведь часть из этих покойников были знатными людьми. Пусть даже и 1% от цифры в 2,8 миллиона покойников.
28 000 погребённых в пышных и достаточно трудных к уничтожению или поломке саркофагах.
И саркофагов таких должно быть у нас в окрестностях Константинополя никак не меньше античного количества.
Античных ведь саркофагов в Стамбуле скопилась за это время добрая сотня. А то и две. Стоят и в залах археологического музея, да просто, под дождём.
Вы скажете, что христиане не хоронили своих покойников так пышно, как это делали люди во времена античности?
Да, на латинские и византийские саркофаги Константинополя
после роскоши античности и смотреть-то не хочется.
Но они есть. Беднее украшенные, простенькие, но не менее, а иногда даже и более монументальные:
Ранний христианский саркофаг с хризмой. Двор Стамбульского археологического музея.
Императорский саркофаг из красного порфира. Двор Стамбульского археологического музея.
Безымянный небольшой христианский саркофаг во дворе Стамбульского археологического музея.
Саркофаг с раннехристианской монограммой IX. Стамбульский археологический музей.
Саркофаг времён латинского завоевания Константинополя. Стамбульский археологический музей.
Императорский саркофаг. Музей Айи Софии.
Не буду вас утомлять дальнейшими снимками: во всём Константинополе вы найдёте сегодня не больше двух десятков христианских саркофагов.
И я не могу сказать, что у турок присутствует какое-то отрицательное отношение к христианской традиции города или желание уничтожить и спрятать христианское прошлое: современная Турция умеет извлекать выгоду из всего своего культурного наследия: будь оно мусульманское, христианское или язычески-античное.
Лишь бы вы платили деньги - а турки покажут вам всё, что них есть.
Если, конечно, есть что показывать.
Ведь можно, например, ознакомится
со списком римских раннехристианских саркофагов. И найти там 8 наименований.
Или можно запросить о
византийских саркофагах у Гугла. И увидеть всё те же картинки, что показал вам и я.
Не задалось как-то у Константинополя с 1120-летней историей христианских погребений.
Я вам скажу даже ещё более крамольную мысль.
Наличных в Константинополе саркофагов не хватит даже на списочный состав
византийских императоров.
Коих у нас за более чем 1000-летнюю историю Вечного города под управлением христианских правителей накопилось аж 98 штук.
Из «святой троицы» археологии у нас как-то незаметно выпадает часть, связанная с погребениями.
И остаётся исключительно газета «Христианская Правда» на дне пустого саркофага.