Пятьсот лет, пролетевшие, как один день (HIST15)

Feb 01, 2014 23:50

Что мы хотим сделать в рамках исторического проекта? Написать новый учебник истории для средней школы?
Нет, это можно сделать с гораздо меньшими затратами сил и времени.
Учебник истории пишется с учётом одной извечной максимы: «Права или нет моя страна - это моя страна».

При этом, согласно давней максиме, у победы всегда оказывается много отцов, а вот поражение почему-то - всегда сирота.
Легко писать об Отечественной Войне 1812 года. И Наполеона победили, и в Париж с триумфом зашли.

А вот как быть с Первой Мировой и с революциями 1917 года?

Пусть Российская Империя проиграла в Первую Мировую войну - без разницы. Найдём сюжеты беспримерного героизма русских солдат и офицеров и включим их в наш рассказ. Расскажем о Брусиловском прорыве, о крепости Осовец и об охоте за турецко-немецким линкором «Гебеном» по всему Чёрному морю.

А проигрыш войны спишем на просчёты высшего руководства, тотальную коррупцию царского правительства и общую отсталость Российской Империи в сравнении с её противниками в Первой Мировой оставим там, за рубежом октября 1917 года. А потом уже большевики вытащили страну из горнила Первой Мировой.

Правда, часть страны и кучу народа при этом потеряли. Да ещё и попали в полную внешнеполитическую изоляцию на десяток лет.

Обратная позиция, в принципе, наблюдается у современных «монархистов». Только у них разрыв шаблона настаёт в момент победы советской власти в октябре 1917 -  и продолжается вплоть до августа 1991 года.
В такой ситуации разрыва истории им надо что-то писать про советский народ, который что-томного чего делал за целые 70 лет существования СССР.
Поэтому у них получается иной миф: большевики-коммунисты все 70 лет сидели на штыках, а власть им получилось взять в октябре 1917 исключительно за счёт немецких денег.
А так народ был за царя, за православие и за Россию-матушку.

Не хотели русские революции 1917 года, это всё плохие большевики устроили.
И проливы бы были наши, и Константинополь, и Восточная Пруссия, и «Гебен» бы проклятый нам по репарациям передали.
Немного вот не дожали мы немцев-австрийцев-турок.



Но, в итоге мы «Гебен» так и не догнали.
Потому что Россия всё-таки сильно отставала от своих соперников.
Гребной винт «Гебена» в Морском музее Стамбула.

При этом основное событие, которое и поставило точку в истории Российской Империи и послужило началом СССР,  и «монархистская» и «коммунистическая» история вежливо обходят стороной.
Ибо именно там, в литерном вагоне царского поезда и появляется «третья Россия», которая и подписывает отречение дома Романовых от власти.
И в реальной истории появляются тексты телеграмм командующих фронтами Первой Мировой, в которых герои-генералы (включая и уже упомянутого Брусилова!) по сути дела склоняют Николая II к отречению.
И только генерал от кавалерии Сахаров, командующий в то время далёким и второстепенным румынским фронтом, пишет историческую правду:

«Я уверен, что не русский народ, никогда не касавшийся Царя своего, задумал это злодейство, а разбойничья кучка людей, именуемая Государственной Думой, предательски воспользовалась удобной минутой для проведения своих преступных Целей. Я уверен, что армии фронта непоколебимо встали бы за своего державного вождя, если бы не были призваны к защите родины от врага внешнего и если бы не были в руках тех же государственных преступников, захвативших в свои руки источники жизни армии.».

Но даже он вынужден признать успех мятежа - и предлагает Николаю II всё то же отречение от власти.

Вот с этим и стоит работать настоящим историкам, которые пишут не учебник истории для школы, не героический эпос или фэнтези-роман, а историческое исследование.
В котором можно показать февраль таким, как он есть.
Жутким и инфернальным моментом конца устоявшегося и вечного мироустройства, который потом и порождает на обломках старого мира что-то новое.
Иногда через восемь месяцев - а иногда и через пятьсот лет.


Подобная «склейка» есть у нас и в мировой истории.
Если из истории Российской Империи / СССР в восприятии людей часто смазывается период февраля-октября 1917 года, то из мировой истории у нас уверенно выпадает целые 500 лет: от момента краха Западной Римской империи и вплоть до 1000-го года, когда заря нового, уже средневекового мира рассветает над уставшем от войн, болезней, грабителей и голода континентом.

Выпадение из истории «тёмных веков» средневекового мира неслучайно: всё, что мы знаем о том времени мы, в большинстве случаев черпаем из весьма специфических источников.
Большинство этих источников имеют в той или иной степени отношение к христианской религии: ибо именно иконы, решения Вселенских соборов, жития святых и различные «Церковные истории» и составляют основу тех исторических документов, которые дошли до нас в более-менее сохранном виде.
На остальное-то и смотреть без жалости трудно.

Поэтому - я в этой статье постараюсь опираться исключительно на них. Как это и положено делать в хорошем историческом исследовании.
Начнём, пожалуй, с одной русской православной иконы. Которая называется «Троица Ветхозаветная»:



«Троица Ветхозаветная». Соловки. Соловецкий монастырь. Свято-Троицкий собор. Конец XVII века.

Это - вариант Ветхозаветной Троицы, который дошёл до нас из монастыря в Соловках. Однако, похожий сюжет легко найти ещё на десятке широкоизвестных русских православных икон:



«Троица Ветхозаветная». Углич. Старообрядческая мастерская. 55x52 см. Дерево, темпера. Первая половина XIX века.



«Троица Ветхозаветная». Соловки. Соловецкий монастырь. Свято-Троицкий собор. Конец XVII века.



«Троица Ветхозаветная». XVIII век.

Сегодня большинство читателей не знают различия между обычной, «классической» Троицей и показанной на вышеприведенных иконах «ветхозаветной». Более того, изобразительное решение ветхозаветной Троицы практически идеально повторяет решение Троицы Рублёва:



Вообще же, если быть методологически точным, то сюжет этой иконы называется не «Троица», а «Гостеприимство Авраама».
Никакого отношения к богу-отцу, богу-сыну и богу-святому духу этот сюжет изначально не имеет: в нём содержится отсылка к восемнадцатой главе библейской книги Бытия.
Более того, первый найденный в истории сюжет Троицы вообще показывает ангелов в виде обычных людей, пришедших к Аврааму:



«Гостеприимство Авраама». Катакомбы Виа Латина, Рим, II-IV век нашей эры.

Этот сюжет повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного еврейского народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников, которые в следующей главе уже были названы ангелами. Во время трапезы в доме Авраама ему было дано пророчество о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома и Гоморры - городов, прогневавших бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один из ангелов остался с Авраамом и долго беседовал с ним.

Трактовка данной ветхозаветной ангельской троицы, как триединства христианского бога возникла уже позднее, судя по дошедшим до нас церковным источникам - никак не раньше Х века нашей эры. Уже за пределами нашей «склейки истории».

Пойдём вглубь веков с сюжетом Троицы. И - обратим внимание на неприметную фигуру человека с быком, которую изображают посередине иконы.
На иконах XVII-XIX веков этот персонаж не обладает никакой божественной атрибутикой: это просто человек, который помогает Аврааму и Сарре в приёме их ангельских гостей.

В книге Бытия этот момент описан чётко и скупо:
«И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.»

«Отрок» в тексте Библии не удостаивается никакого собственного имени (это не сын Авраама Исаак - тому ещё предстоит родиться) и, в общем-то не является для повествования кем-то особенным. Ну, убил телёнка, которого потом съели ангелы.
Кто он? Да так, у Абрама работал.

Однако на иконе, датируемой XVI веком, мы уже видим несколько иную картину:



Тут на манеже всё те же (три ангела, Авраам и Сарра), но отрок, закалывающий быка, уже снабжён божественным нимбом. То, что это не ошибка, показывает нам ещё одна фигура, которая изображает простого слугу, подносящего ко столу вино. Ему нимб не положен - и он изображён без него, как простой смертный.

Вот ещё одна икона, того же XV века, относящаяся к Псковской школе:



Тут тоже явно видно, что Авраам, Сарра и «отрок» - фигуры равнозначные, наделённые одинаковыми божественными атрибутами.

Двигаясь дальше вглубь по шкале времени, мы находим всё более неканоничные изображения ветхозаветной троицы.
Вот «Зырянская Троица», написанная, согласно преданию, самим Стефаном Великопермским, обращавшим в христианство коми-зырян и созданная в XIV веке:



Тут, несмотря на присутствие Авраама и Сарры (что чётко указывает на ветхозаветный сюжет иконы), в изобразительной композиции иконы есть и фигура быка (хоть и без «отрока») и соершенно неканоническое наименование троицы ангелов: слева (от зрителя) представлен «Сын», в середине - «Отец», а справа - «Дух».
Об этом гласит надпись на коми-зырянском языке, выполненная внизу иконы.
Напомню, даже в позднейших иконах было не принято впрямую ассоциировать трёх ангелов с триединством бога: считалось, что это не более, чем аллегория, проявленная лично Аврааму по велению господа.

Ещё один примечательный момент данной иконы - над фигурами божественной троицы главенствует Мамврийский дуб из той самой рощи, в которой Авраам встретил ангелов.
Этот дуб - реально существующее дерево и оно являлся священным у всех трех авраамических религий: иудаизма, христианства и мусульманства.
Кстати, при желании вы найдёте этот дуб и на всех предыдущих иконах ветхозаветной Троицы.
И даже на знаменитой иконе Андрея Рублёва.

Вот его историческое фото в районе 1900 года, когда его мощный ствол, разделённый на три части, ещё был живым символом божественной троицы:



Сейчас Мамврийский дуб засох и погиб и выглядит гораздо печальнее:



Однако, сам Мамврийский дуб нам никак не поможет в нашем дальнейшем путешествии вглубь веков: он слишком стар. По современным оценкам ему около 5 000 лет и он был громадным деревом задолго до времени жизни Авраама и Сарры, даже если верить библейским историям.

Но образ дуба, который раз за разом появляется на иконах ветхозаветной Троицы - вполне сможет натолкнуть нас на дальнейшие поиски.
Всё дело в том, что русское слово «дуб», как и слово «медведь» - это не более, чем табуированное имя этого могучего дерева.

Праиндоевропейское название дуба - *perkṷu-, ведь дуб ещё и является священным деревом бога-громовержца.
В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано (что ещё раз подтверждает его сакральность).
Само же название дуба - *perkṷu- означает избиваемый, ударяемый, то есть подверженный ударам молнии.
Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности, начиная с хеттского слова perunas «скала», или же  древнеиндийского párvata, означавшего «гора».
Всё это позволяет реконструировать связь индоевропейского бога-громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молнии.
Ну и назвать его настоящее, не табуированное имя - Перун.

Которое было в употреблении у хеттов, эдак за полторы тысячи лет до рождения Иисуса.

Ну и, конечно же, нам надо процитировать товарища Прокопия Кесарийского, который в своей «Войне с готами», относящейся ещё к более-менее задокументированному IV веку нашей эры говорит буквально следующее:

«Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды».

Кто же был богом скота в славянском пантеоне?
Им был Велес, противоположность Перуна в славянском Пантеоне. Именно он отвечал за скот, за урожай и часто ещё и представлялся в виде змея, которого побеждает бог-громовержец.
Святилище Перуна обычно стояло на горе (в Киеве - на холмах правого берега), а святилище Велеса - под горой, в древнем Киева - в районе современного Подола, в устье ныне пересохшой реки Почайна.

Велес потом, в христианской традиции сольётся со святым Власием-покровителем скота и с Николаем Чудотворцем, а Перун превратится в Илью-пророка.
Но проследить их путь вглубь веков, через Византию к Риму и дальше - к основателю христианства нам будет уже гораздо труднее.
Там ведь начинаются те самые «тёмные 500 лет», внутри которых и расположен «одна тысяча семнадцатый год» христианства.

Который может включать в себя всё, что угодно - ведь даже изображений Перуна и Велеса история до нас не донесла.
Кроме, конечно же, изображений отрока, убивающего быка и вековечного дуба, под которым сидят три ангела святой Троицы.

Даже Авраам и Сарра могут исчезать с православной иконы - но вот дуб там будет всегда.
Даже на фреске византийца Феофана Грека, написанной в 1378 году есть этот дуб:



Был ли там, внизу, Велес в образе быка - никто не знает. Этот фрагмент фрески не дошёл до наших дней.

Поэтому, нам надо теперь идти снизу. С более древней стороны «тёмных веков Рима». С той, древней стороны, на которой славяне уже приносят жертвы быков своему богу.
И, надо сказать, они отнюдь не одиноки в таком ритуале.
Ведь кроме Мамврийского дуба в Средиземноморье есть в то время и бог, убивающий быков.

И тогда, как раз посередине, двигаясь из глубины веков, мы, как и на иконе, найдём троицу.

Ну - или же несколько не очень удобных для школьного учебника, но очень важных для реальной истории телеграмм каких-нибудь исторических деятелей.
Previous post Next post
Up