На удивление малозамеченной и без подробностей 2 июня вышла новость о выделении беспрецедентной суммы 13 триллионов рублей на российские дороги в рамках пятилетнего плана на 2023-2027 гг. Попробую восполнить пробел и рассказать подробнее о планах и перспективах.
Сколько и откуда О пятилетнем плане заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин доложил Президенту РФ на совещании 2 июня 2022 года. В рамках этого плана более 13,2 трлн рублей будет направлено на дорожное строительство, реконструкцию и ремонт в 2023-2027 гг. Из этой суммы 5,4 трлн рублей составят средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн рублей - региональные средства, 436 млрд рублей - деньги Фонда национального благосостояния (выделенные на несколько проектов).
На что потратят 13 трлн пойдут на крупные проектах на опорной сети автомобильных дорог России - главных федеральных и региональных дорогах, на которые приходится львиная доля трафика и транспортной нагрузки. По данным Федерального дорожного агентства на 2021 год, протяженность опорной сети - 138 тыс. км, из них 61 тыс. км - федеральные трассы, 77 тыс. км - региональные дороги, из которых 14 тысяч км планируется передать в федеральную собственность. Кроме того, обсуждается вопрос о включении в опорную сеть 55 тысяч километров местных дорог в городских агломерациях, на которых проходят работы в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги".
План развития опорной сети России от 2019 года. Наверняка уже скорректирован, но более новой карты пока нет
Выделяемые деньги позволят построить и реконструировать более 4000 км трасс, еще около 3200 км расширят до 4 полос в рамках капитального ремонта, отремонтируют 650 мостов и 110 000 км дорог, возведут 46 обходов городов и населённых пунктов.
Интересно, что на том же совещании Президент поставил задачу привести 85% автомобильных дорог к нормативному состоянию, но это, скорее всего, уже не входит в 13 триллионов (кроме опорной сети). Для понимания масштаба: общая протяженность дорог России - 1 600 000 км, из них около 1 миллиона км - муниципальные дороги, около 540 тыс. - региональные дороги и 61 тыс. км - федеральные дороги.
Общий эффект от программы дорожного строительства и ремонта: быстро и резко повысить связанность территорий России, сократить время в пути, повысить комфорт перемещения, снизить издержки, раскрыть транзитный потенциал страны.
Важное дополнение: дороги в России строят и ремонтируют уже много лет, процесс этот не прекращается, а серьезный рост вложений начался несколько лет назад, об этом я писал статью с картой пару лет назад. Скажем, с итогами прошлого года и трех лет программы "Безопасные и качественные дороги" можно познакомиться здесь. Последняя новость принципиально и положительно отличается не только объемом финансирования, но и стратегическим подходом: главные, в том числе новые дорожные коридоры рассмотрены целиком, определен горизонт по срокам и источники финансирования.
Какие магистрали построят и реконструируют «Дорожная пятилетка» позволит не только модернизировать существующие дороги, но и сформировать новые транспортные коридоры.
Международный коридор «Запад - Восток» соединяет Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень и Курган. За 3,5 года по этому маршруту построят более 1600 км (трасса М-12 и ее продолжение), а еще 1900 км расширят до 4 полос. В результате уже через несколько лет время в пути из Санкт-Петербурга в Екатеринбург сократится почти вдвое. Более 800 км новой трассы до Казани планируют открыть уже в конце 2023 года. Такими темпами дороги такого класса у нас не строили никогда.
На горизонте до 2030 года планируется продолжение трассы М-12 до Омска, Новосибирска, Горно-Алтайска, выход в Улан-Удэ, Читу с выходом на Китай и Монголию. До 2027 года планируется сосредоточиться на обходах населенных пунктов, к 2030 г. будут постепенно строиться и расширяться остальные участки.
На международном коридоре «Север - Юг» количество полос будет увеличено до 4 у трасс Р-22 «Каспий» и Р-217 «Кавказ».
Расширять будут и многие другие важные трассы: • Дорога М-5 «Урал» будет расширена до 4 полос на всем протяжении (сейчас 4 полосы и более есть лишь на 575 км трассы из 1879 км). • Завершится давно идущая реконструкция трассы М-4 «Дон»: будет построен долгожданный обход Аксая, дальний западный обход Краснодара и новая 4-х полосная трасса Краснодар - Крым, которая соединит трассы М-4 и Таврида. • Ликвидируют 2 узких места на трассах ЦКАД и М-11. На кольце построят путепровод над ж/д и Можайским шоссе, на Новой Ленинградке будет построен замыкающий участок на обходе Твери. • С 2 до 4 полос планируют расширить старые участки федеральных дорог М-8 «Холмогоры» и М-3 «Украина». Здесь пока нет конкретных участков.
Зачем пятилетка и почему именно дороги Пятилетняя программа нужна для планирования работы и готовности всех участников: финансистов, дорожных строителей, проектировщиков, производителей строительных материалов, дорожной техники. Это только в компьютерных играх при наличии денег можно быстро «прокачать» любой навык и инфраструктуру; в реальном мире чем длиннее горизонт планирования, тем охотнее все участники вкладывают.
Как уже писал ранее, внешние санкции поставили большой жирный крест на практике вывода государственных доходов в иностранные юрисдикции и валюты, а значит, пора вкладывать их в свою страну. Именно строительство дорог дает максимальный мультипликатор роста экономики и уровне потребления. Иначе говоря, на 1 рубль, вложенный государством в инфраструктуру, приходится несколько рублей частных инвестиций в производства строительных материалов и техники, логистику, рабочие места в сфере услуг и многое другое. Это не говоря о прямых выгодах от роста транзита, снижения логистических расходов, снижения времени в пути, повышения безопасности движения. Поэтому, уверен, инвестиции в дорожное строительство в России будут наращивать и дальше.
Нужна ли будет при таких деньгах программа умной оптимизации дорожного движения с перенастройкой светофоров и переразметкой? Конечно, да, она еще более актуально! Если 80% проблем с пробками можно будет решить быстро и недорого, это позволит сосредоточить основной объем государственных инвестиций на обновление асфальта и действительно нужные крупные проекты.