"Автомобилисты Москвы": прямой диалог

Oct 13, 2018 22:31

Есть в Фейсбуке группа "Автомобилисты Москвы". Там множество критических постов о дорожных проблемах Москвы, транспортной политике и ЦОДД в частности. Администрация группы обратилась ко мне с предложением ответить на вопросы участников. Видео-ответы на 3 самых популярных вопроса будут опубликованы в группе, а здесь полная текстовая версия ответов на все вопросы.



На мой взгляд, получилось откровенно и подробно. Впрочем, судить вам.

Андрей Сооляттэ Автомобилисты Москвы Кто такой Мухортиков?

Работаю в ЦОДД Москвы с 2015 года, должность - заместитель начальника управления. Возглавляемые мной подразделение можно назвать «спецназом по борьбе с заторами». Причем серьезных транспортных результатов мы добиваемся быстрыми, недорогими средствами - переразметкой и настройкой светофоров. Опыт работы приобрел в Пробок.нет, где 5 лет возглавлял аналитический отдел, готовивший такие предложения.

За 4 года в Москве реализовано более 200 проектов оптимизации движения, подготовленных моим отделом, проверенных и поддержанных коллегами и руководством ЦОДД. Например, за счет сужения рядов добавлены новые полосы для автомобилистов на Киевском, Боровском, Алтуфьевском, Волоколамском, Воробьевском, Звенигородском, Каширском, Дмитровском шоссе, Братеевском мосту, Пролетарском, Волгоградском, Ленинском, Севастопольском, Комсомольском, Кутузовском проспектах, проспектах Андропова, Вернадского и Мира, на улицах Липецкой, Енисейской, Люблинской, Профсоюзной, Вешняковской, Подольских курсантов, Широкой, проезде Дежнева.

Создано 20 новых разворотов и левых поворотов - на Липецкой улице, 6-й радиальной улице, Хорошевском шоссе, ул. Сергия Радонежского, Профсоюзной улице, Ленинском, Севастопольском и Балаклавском проспектах, сейчас рисуют на Бутырской улице. Введено или возвращено двустороннее движение на Мазиловской улице, участках Вишневой, Хавской, Усиевича и т.д.

Это самые масштабные проекты, есть еще сотня отдельных перекрестков небольших улиц и сотни отрегулированных светофоров.

Результат нашей работы: между ТТК и МКАД транспорт сейчас едет лучше, чем ехал 10 лет назад, при том что машин тогда было вдвое меньше. И эта работа продолжается. Например, в наших планах увеличение количества полос на отдельных проблемных участках ТТК и МКАД.
Если интересны другие подробности, можно почитать в блоге.

Андрей Сооляттэ Несколько вопросов к представителю ЦОДД: 1) с чегой-то вдруг обычный сотрудник ЦОДД решил пообщаться с автомобилистами в сети - кто его попросил и для чего;

«Обычный сотрудник ЦОДД» в моем лице не как-то вдруг решил пообщаться с автомобилистами, а занимается этим уже несколько лет на страницах своего блога crusandr.livejournal.com и дорожного форума Roads.ru. И сотни предложений автомобилистов учтены в работе и реализованы.

Андрей Сооляттэ
2) понимает ли руководство ЦОДД, что не устраивает автомобилистов в организации дорожного движения в Москве в целом и в деятельности ЦОДД, в частности;
Я не получал доверенности на представление официальной позиции ЦОДД и не могу говорить от лица всей организации. Но как человек, ездящий на автомобиле по Москве и постоянно собирающий обратную связь от других водителей, точно знаю, что не устраивает в организации движения лично меня и ту сотню грамотных автомобилистов - фанатов дорожного движения, с которыми общаюсь регулярно. По мере сил стараюсь эти проблемы решать.

Андрей Сооляттэ
3)про общение ЦОДД с автомобилистами. Посмотрел страницу про дорожных координаторов по округам - ни о чем. Звонки через Контактный центр «Московский транспорт» - это вообще в никуда. Если ЦОДД в чем-то накосячил, а автомобилистам штрафы пачками, то ЦОДД будет гнать всякую пургу до последнего. А по-хорошему нужно признать свои ошибки, отменить постановления и вернуть людям деньги. Объясните на простом примере по любой из проблем, описанных в группе, готов ли ЦОДД открыто и честно строить общение с автомобилистами и быстро решать возникающие проблемы конструктивным образом?

Дорожные координаторы - относительно недавнее, но очень полезное нововведение. Фактически они отвечают за все происходящее в организации дорожного движения в округе, поддерживая контакт с ГИБДД, управами, префектурами, разметчиками и коллегами по ЦОДД. Раз в месяц координаторы выезжают в управы районов для общения с жителями на темы по организации движения. На странице есть мэйл koordinator-codd@transport.mos.ru, рекомендую туда написать. Если этот канал почему-либо не сработал, есть портал transport.mos.ru, на такие обращения вам обязаны ответить в течение месяца.

Готов ли ЦОДД строить открыто и честно строить общение и конструктивно решать проблемы? Да, готов. Со своей стороны делаю для этого все зависящее в рамках своих возможностей и полномочий. Но проблема в том, что людей, непосредственно принимающих ежедневные решения по организации движения, в ЦОДД несколько десятков, максимум сотня. Если хотя бы 0,1% из 4 миллионов автомобилистов Москвы в неделю обратится с конкретной проблемой, на 1 сотрудника ЦОДД придется по 80 обращений в неделю. Как считаете, просто ли коллегам не то что выполнить каждое из 80 пожеланий, а хотя бы ответить содержательно и по существу на каждое обращение? А ведь есть еще поручения руководства, отчетность, совещания и много другой работы.

Андрей Сооляттэ
4) объясните, как ЦОДД тестирует новые схемы движения? В 50% случаев складывается впечатление, что люди, которые рисовали новые схемы, никогда сами ни сидели за рулем и чисто теоретически или по симуляторам представляют себе, как водитель должен действовать на дороге.

Не совсем понятно, что имеется в виду под тестированием схем. Схемы проектируются по ГОСТам, при этом учитываются траектории движения транспорта. Бывают ли в проектах ошибки в геометрии полос? Да, бывают. Иногда это ошибки проектировщиков, а иногда - разметчиков, ГБУ «Автомобильные дороги», которые ЦОДДу не подчиняются, они в ДЖКХ работают. Замеченные ошибки исправляются. Если видите такую ошибку - шлите на transport.mos.ru, проекты регулярно обновляются.

Юлия Ани Длина прерывистой при поворотах направо через А-полосу. Чаще всего ОЧЕНЬ маленькая, местами критически маленькая. Примеры:
- свеженарисованная разметка на Кутузовском в районе Давыдково и поворот на ул. Алексея Свиридова (кстати, спасибо за эту новую разметку! Вы нас услышали, похоже! А-полоса шириной в одну полосу таки реально безопаснее, чем была до). Длина прерывистой для поворота около 10 метров. Это мало! Когда по А-полосе идет поток автобусов и низко летящих такси, приходится почти останавливаться, чтобы дождаться промежутка между ними и резко повернуть через полосу;
- недавно нарисованная А-полоса на Минской улице. Направление - в сторону Мосфильмовской от Большой Филевской. Для поворота направо на выезд на Кутузовский надо перестроиться через прерывистую на А-полосу и ехать под стрелку. Когда основному потоку (прямо) горит красный, желающим повернуть направо не позволяют это сделать стоящие в среднем ряду и сплошная справа.
То же происходит, если прямо уже горит зеленый, зато погасла стрелка направо. ТОгда уехать не могут те, кому прямо - все желающие повернуть не помещаются в отведенный для них промежуток в сплошной. Если удлинить прерывистую, то поворачивающие смогут поместиться в правом ряду, и длина пробки в среднем уменьшится.

Ну и такая же прерывистая в местах ВЫЕЗДА через А-полосу с боковых дорог. Слишком короткая, мгновенно разогнаться до скорости потока из поворота невозможно, следовательно маневр небезопасный. В идеале - полоса разгона должна быть.

Зоны перестроений действительно сократили. Зимой в Москве Департаментом транспорта был принят, а летом начал внедряться новый стандарт обособления выделенных полос, предусматривающий сокращение зон перестроения и «шевронную» или «буферную» разметку. Это инициатива Мосгортранса, цель её - уменьшить количество выездов на выделенные полосы и облегчить контроль видеокамерами. Дело в том, что в Москве за выделенками множество парковок, въездов во дворы, часто они идут подряд, и по таким участкам водители объезжают пробки, мешая автобусам и сводя на нет смысл выделенной полосы.

Весной ЦОДД поднял вопрос о корректировке стандарта. Мы настаивали на том, что длины зон перестроения должны зависеть от двух параметров: интенсивности поворота и разрешенной скорости. Сейчас этот стандарт скорректирован, на интенсивных съездах при любой разрешенной скорости и на всех съездах при скорости 80 км/ч длины перестроения увеличены, более того - самые интенсивные и скоростные будут даже длиннее ГОСТовских.

Уже введенные зоны перестроения будут увеличиваться при актуализации проектов или при обращениях граждан. Советую писать по каждому проблемному адресу на transport.mos.ru.

К сожалению, длинных зон перестроения, позволяющих разогнаться до скорости потока, не получится на выездах из дворов. Но стоит ли ожидать от городских улиц полноценных переходно-скоростных полос, которые есть на загородных магистралях?

Спасибо вам за замеченные изменения на Кутузовском, я приложил руку к этому проекту еще в прошлом году и рад, что его наконец реализовали.

Anastasia Shutova Чем юридически отличается одна сплошная полоса от той, что сейчас рисуют везде отделяя автобусную полосу (с диагональными линиями внутри)?

Юридически - ничем. Но практика показывает, что на «буферную» или «шевронную» разметку выезжают гораздо меньше, это психология. Именно поэтому Мосгортранс и выступил с этой инициативой.

Юлия Ани Добавлю. Знаки 3.27 (остановка запрещена) во многих местах могут быть заменены как минимум на 3.28 (стоянка запрещена).
Станции метро и автобусные остановки. Пример. Моя любимая Кутуза и Можайка. Славянский бульвар - метро и остановки. Разрывы в сплошной есть, но все завешено 3.27. Встретить выходящего из метро и увезти домой на машине невозможно! Но товарищи, дорогие, в Можайский район метро еще не провели, а автобусы идут набитые! И ваши 3.27 добавляют ненависти к дептрансу в общем и ЦОДД в частности. Дайте возможность останавливаться хоть где-то!
И в общем по всему городу так же.
Те же 3.27 у социально значимых объектов. Несколько лет назад мне удалось добиться замены 3.27 на 3.28 около школы сына. В парковку этот отрезок улицы не превратился, а дети перестали выпрыгивать из машин на ходу. Кому от это стало хуже? Никому. Зато лучше - огромному числу людей. Пожалуйста, сделайте это! Это не больно :) и не страшно

Если речь о местных улицах, особенно возле школ и детских садов, именно так и стараемся делать - ставить знаки 3.28 или вообще разрешать парковку. Пожалуйста, присылайте на transport.mos.ru предложения, где и почему это надо сделать еще.

Но вот если речь о магистралях с выделенными полосами, тут все сложнее. Стоит поставить знак 3.28 - и популярное место у остановки или метро будет мгновенно оккупировано таксистами или просто ожидающими. В результате к остановке автобусам подъехать сложно, выделенная полоса уже не работает, да и контролировать соблюдение 3.28 сложнее (нужно проехать 2 раза с интервалом не менее 10 минут).
На мой взгляд, решением было бы создание зон «быстрой остановки» Kiss & Ride, когда остановиться можно лишь на минуту, а не на 5. К сожалению, в наших ПДД и ГОСТах такого пока нет, а самодельный знак ГИБДД ставить не даст.
Если у вас есть идеи, каким должен быть этот знак - поделитесь!

Валерия Беседина По всей Москве перед светофорами развесили знаки для правой полосы "движение прямо и направо". Таким образом в этой полосе оказываются авто для движения прямо и направо, а когда включается стрелка "направо", машины, которые едут прямо перекрывают эту возможность, и наоборот. Главное, никто не нарушает, а движение перекрывается и провоцирует ругань, пробки....
Во многих местах, даже в центре, есть место для поворотного кармана. Но проще устроить проблему, чем продумать оптимальный вариант.
Это актуальный вопрос, так как устроили недавно и повсеместно.Спасибо.

Если на светофоре правая стрелка работает отдельно от основного сигнала - конечно, лучше строить «карман» для правого поворота. К сожалению, в городе сейчас нет программы локальных уширений у перекрестков. Иногда такой карман получается сделать за счет сужения полос и переразметки, но чаще это невозможно. И тогда нам приходится выбирать: или отдать правую полосу только для поворота направо, или оставить в ней движение прямо и направо. Какой вариант выбрать в конкретном случае, зависит от того, сколько машин едет налево, направо и прямо. Сложностей нам добавляет правило в ГОСТе, запрещающее пересечение пешеходов и транспорта в одной фазе.

Василий Нехаев Выскажу мое оценочное мнение по поводу поста выше. Единственная организация, наделённая нашим государством, Российской Федерацией, правом и обязанностью контролировать соблюдение ПДД со стороны участников движения, выносить постановления при их нарушениях, а также организовывать и регулировать дорожное движение на улично--дорожной сети нашего города--это ГИБДД.
Безусловно, ГИБДД требует реформирования и усиления, но при всем том ГИБДД не может быть подменена никакими местечковыми конторами наподобие собянинских контор ЦОДД, МАДИ, АМПП, дептранса в целом, по сути являющимися ЧОПами.
Общий принцип такой: государство не должно никому делегировать право пользоваться личными данными своих граждан, а также осуществлять контроль за ними и наказание их в случае нарушения ими закона-- правоприменение закона (в нашем случае ПДД) возможно только со стороны государственных федеральных оганизаций (в данном случае МВД).
Именно нарушение основополагающего принципа деятельности нашего государства привело в транспортной сфере Москвы к подмене правоприменения закона (ПДД и соответствующих ГОСТов) на собянинские "по понятиям" на улицах нашего города.
Если мы, москвичи, пойдем на общение с упомянутыми собянинскими конторами, то есть, легимитизируем их тем самым, то в обозримом будущем вполне возможно появление местечковых собянинских суда, прокуратуры, мест содержания задержанных и арестованных, органа регистрации прав собственности (на последнее г. Собянин не так давно сделал заявку, высказавшись на своем ресурсе о "бумажках, полученных жульническим путем").
Так что, всем пишущим здесь, как мне видится, надо бы задуматься, а стоит ли это делать? В таком ли городе мы хотим жить?

В данном случае ваше оценочное мнение ошибочно.
Во-первых, еще с 2013-го года ГИБДД - не единственная организация, наделенная государством правом и обязанностью «контролировать соблюдение ПДД». По нарушениям правил парковки эти полномочия были переданы Москве и Санкт-Петербургу. Для этого были внесены изменения в статью 23.79 КоАП, заключены соглашения Правительства РФ и Правительства Москвы. Вы, конечно, вправе считать это неправильным и добиваться изменения закона. Тем не менее, пока закон не отменен, его все придерживаются.

Во-вторых, напрасно вы считаете «органами государственной власти» только федеральные структуры. У нас в стране трехуровневая система власти «федерация - регион - муниципалитет», регионы (а Москва имеет статус региона) имеют серьезные полномочия. Опять же, вы можете считать эту структуру неверной и предлагать сделать эдакое супер-централизованное федеральное министерство по управлению всеми 1,5 млн. км дорог во главе с ГИБДД… но стоит ли фантазии путать с реальностью?

В-третьих, не стоит валить в одну кучу все структуры транспортного комплекса. Департамент транспорта (ДТиДРТИ) - головная структура в составе правительства Москвы. Ему подчиняются инспекция МАДИ (тоже чиновники) и государственные учреждения АМПП, ЦОДД и другие (это уже не чиновники, а бюджетники).

Отвечают за контроль парковки в основном две структуры: МАДИ, которая выписывает штрафы за неправильную парковку, и АМПП, которая занимается эвакуацией и эксплуатацией системы оплаты. ЦОДД к контролю оплаты парковки имеет опосредованное: исторически сложилось, что в его штате находятся водители и машины «паркрайтов». Но это побочная функция ЦОДД, а главная наша задача - организация дорожного движения, управление светофорами, установка дорожных знаков и изменение проектов дорожной разметки. Именно этим занимаюсь я и именно по этой теме предлагается диалог.

Ну и в-четвертых: в любой стране с развитыми институтами порядок наводился именно благодаря плотному взаимодействию властей всех уровней и гражданского общества. Так не бывает, что где-то люди сидели и ждали, а волшебная прекрасная власть сама пришла и все сделала без диалога с людьми и контроля с их стороны. Обратная связь - движущая сила большинства позитивных изменений.

Ирина Ларченкова Зигзаги выделенки. Иногда приходится ехать чуть ли не наперерез потоку. Яркий пример пересечение Андропова со съездом с Трофимова, там из-за этого всегда пробка. А мозгов продлить выделенку и дать длиннее съезд не хватает

На пересечении Андропова и Трофимова в сторону области пробка не из-за зигзагов, а из-за сужения до 2 общих полос на Нагатинском метромосту. Но если есть конкретная проблема и предложение, просьба прислать фото с эскизом, как предлагаете сделать, посмотрим что можно сделать.

Всеволод Александрович По-моему, очевидно, что ни Дептранс, ни его подразделения, работать над улучшением транспортной ситуации не собираются. Все эти дяди занимаются только одним - более-менее честным отъемом денег у населения. Ну или придумыванием новых способов отъема денег (историческая справка - в арсенале О.Бендера этих способов было 400). В силу своей некомпетентности начальники всех этих пряничных контор решать вопросы по созданию современной транспортной инфраструктуры просто не способны. Поэтому и концентрируют свою деятельность только на том, что фигачат платные парковки и вешают камеры. Соответственно, любой ответ в исполнении этого джентльмена будет просто сотрясанием воздуха. Ну а ездить нам будет с каждым годом хуже, но дороже, то-есть тенденция последних лет не изменится.

А по-моему, описанное вами совершенно не очевидно. Скажем, я занимаюсь как раз тем, чем, по вашему мнению, транспортный комплекс «не занимается и заниматься не собирается». Выше перечислена часть из более чем 200 проектов оптимизации дорожного движения, реализованных в Москве за последние 4 года. Если интересно почитать подробнее и больше о том, что в Москве делается по улучшению дорожного движения, приглашаю в блог https://crusandr.livejournal.com/, теги «переразметка» или «оптимизация дорожного движения.

Дина Габдурахманова Когда на нерегулируемом переходе на шестирядном участке проспекта (в моем случае Мичуринский) регулярно сбивают пешеходов - кто несет ответственность? Почему надо ждать проектирования в 2019 году, а не сейчас (вчера, или даже вечером в пятницу 5 октября, когда был сбит очередной пешеход, а виновник скрылся с места аварии), чтобы установить нормальный светофор? Сейчас там есть низенький желтый мигающий светофор. И тот работает только в сторону центра.

Широкие нерегулируемые переходы (3 полосы и более в каждую сторону) - действительно большая проблема. Моя позиция: если на дороге есть переход через 3 полосы в одном направлении, светофор там нужен обязательно. И за последние 5 лет несколько десятков таких переходов в Москве уже были оборудованы светофорами. Если бы все зависело от воли ЦОДД, все они давно были бы регулируемыми. Но быстро решить эту проблему решает очень долгий процесс согласований установки светофоров. Если действовать в соответствии со всеми правилами и законами, от идеи светофора до его устроительства пройдет не менее 2-3 лет. Потому что ЦОДД строит светофоры не за свои деньги и даже не за деньги ДТиРДТИ, а за московские, городские, которые надо заложить в бюджет на год вперед. Сначала на проектирование, а после проектирования - на строительство. Плюс время на конкурсы и сами работы. В особо критичных местах ЦОДД иногда сам устанавливает временные светофоры «хозяйственным способом». Но это все-таки исключение, да и возможно не везде.

Есть и хорошая новость: в этом году мы провели анализ всех широких нерегулируемых переходов Москвы, первые 108 штук сейчас уже переданы в проектирование. И ваш нерегулируемый переход на Мичуринским есть в этом списке. Точных сроков строительства не назову: 108 светофоров обойдутся примерно в 1 миллиард рублей, так что все будет зависеть от того, когда город выделит этот миллиард рублей. Очень надеюсь, что это произойдет в 2019-м.

Геннадий Новашевский Огромная просьба вернуть съезд с пр-та Мира из тоннеля (направление в область) к Яузе для разворота в центр или поворота на улицы Сельскохозяйственная и С. Эйзенштейна. Без этого съезда, это потеря времени и лишний трафик в тех местах, где дороги и так перегружены. Причина закрыть съезд, чтобы убрать «ножницы», для этого места просто несостоятельна, а итоговый результат плохой.

Съезд был закрыт 2 года назад именно для того, чтобы снизить аварийность и исключить перестроения. А еще для того, чтобы разделить транзитный и съезжающий транспорт. Обсужу с коллегами этот вопрос, но пока не обещаю, что вернуть съезд удастся.

Геннадий Новашевский Во многих местах излишне длинные разделительные раметки на съездах/разъездах дорог. Не везде можно проехать так, чтобы не пересечь разметку. В некоторых местах для этого нужно знать заранее, какой длины эта разметка. Не знаешь, 100% проехал по разметке или создал аварийную ситуацию.

Обычно длинную разделительную разметку рисуют, чтобы заранее и плавно разделить интенсивные потоки на скоростной магистрали. Если укоротить, отдельные водители могут в последний момент резко перестроиться и создать аварийную ситуацию.

Геннадий Новашевский На скриншоте старая разметка. По обновленной разметке, если съезжать на пр-т Андропова по правой полосе, то за поворотом вдруг неожиданно оказываешься на полосе с буквой А, штрафом 5000 руб, и разметкой слева типа 1.16.1-1.16.3.
Весело. Ссылка

Знаю это место, сам езжу здесь регулярно. В проекте, разумеется, все предусмотрено все грамотно: 1 полоса уходит на Каширское, 1 на Андропова, правая полосы выделенная (как и до этого). К сожалению, разметчики, ГБУ «Автомобильные дороги», пока не поменяли разметку в тоннеле. Передам коллегам эту информацию, возможно им удастся ускорить переразметку тоннеля.

Геннадий Новашевский Новая разметка на площади Рижского вокзала, съезд на ТТК внешнюю. На данной полосе разметка прямо и направо, при повороте направо автомобилист упирается буквально в тупик, разметка 1.16.2 )) Иллюстрация

В утвержденном проекте такого не было. Судя по всему, это ошибка разметчиков, ГБУ «Автомобильные дороги». Тоже передам куратору округа, а он сообщит разметчикам.

Андрей Пащенко Есть предложение. Если планируется перекрытия улиц или изменение движения, то информацию доводить до жителей не только с помощью сайта ЦОДД. Сайт хорошо, но жители не могут каждый день этот сайт мониторировать. Поэтому предложение. В каждом подъезде есть информационный щит. МОжно передавать информацию о перекрытиях в Управляющие компании и они уже распечатывают и размещают на этих информационных щитах в подъездах. О выборах так информировали и было эффективно. Можно и о перекрытиях так информировать жителей, если движение изменяется внутри этого района.

Как правило, о перекрытиях и ограничениях сообщается не только на сайте ЦОДД, но и на телеканале М24. Что касается предложения по щитам, на мой взгляд, оно сложно в реализации, т.к. потребуется воля и желание управ и префектур, а также серьезная организационная работа. Но главное, такое информирование все равно охватит лишь небольшую часть водителей. Местные жители составляют незначительный процент трафика на перекрываемой дороге, остальные пользователи распределены по Москве и даже области, так что нужного охвата это не даст. На мой взгляд, решение - в другой, информационной плоскости: сделать возможность подписки желающим на все обновления информации или с выбором по округам. Тогда при обновлении информации подписавшимся на почту придет такое уведомление. Подскажу такое решение пресс-службе.

Павел Подарь Николоямская ул. (Участок при движении в центр перед Садовым кольцом - выделенка для несуществующего маршрута автобуса), у библиотеки ин. лит-ры безымянный проезд между Николоямской ул. и Берниковской наб.- там одна полоса( одностороннее движение) и с двух сторон парковки - неоднократно писал, что с одной стороны парковку надо переместить на тротуар, тем самым сделав 2 полосы, ибо в одной из фаз именно с двух направлений (с двух полос) потоки пускают в эту одну, без зазрения совести! Еще есть предложения по этому перекрестку!

Выделенка на Николоямской улице действительно усложнила транспортную ситуацию, это решение принято для приоритета общественного транспорта - маршрутов М8 и Н4. Увы, не смогу на это повлиять.
На безымянном проезде между Николоямской и Берниковской набережной ширина полосы 6 метров, этого вполне достаточно для проезда в 2 ряда в одной фазе. Парковку на тротуар сейчас стараются не переносить без крайней необходимости, здесь такой необходимости не видно, тем более что выезд на набережную все равно в 1 полосу.

Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

полезное, Москва, интересное, ЦОДД

Previous post Next post
Up