Ещё в Туле, обсуждая планы на этот крымский отпуск, вся компания как-то неожиданно назвала в качестве одного из желанных объектов для посещения близ Ялты - дворец «Дюльбер». Оказывается, несмотря на пасмурную погоду
девять лет назад, когда мы были там в том же составе, из трёх посещённых тогда усадеб именно Дюльбер оставил желание посетить его вновь. Тем более что на сей раз Лена приехала с красками и холстами, и восточные орнаменты «Дюльбера» будоражили её воображение. Так и порешили, что в качестве тренировки перед возможными далее походами первый день каникул мы посвятим дворцовым паркам, к тому же погода, подарив нам в день приезда солнышко, на следующие пару дней грозила дождём - лучше уж быть поближе к цивилизации. А чтобы разнообразить культурную программу дня, Андрей тщательно изучил карту и выяснил, что совсем недалеко от главной цели дня находится очень любопытный для посещения дворец князей Юсуповых. С него-то мы и решили начать, отправившись с «Вещевого рынка» на 122 автобусе в Верхний Кореиз…
Как позже выяснилось позже, это оказалось ошибкой! Чтобы попасть в имение Юсуповых всё равно пришлось спуститься к нижней дороге, по которой (и чаще, чем наш!) ходит 32-й автобус в Алупку. Зато мы немного прогулялись по Кореизу - раньше-то мы тут не были. Вдоль дороги-улицы вытянулись одно-двухэтажные старые домики с гостеприимно открытыми дверями магазинчиков. Один - хозяйственный - поразил своей вневременностью. Чистенький, уютный, с витринами и полками сорокалетней давности - настоящая советская «Галантерея» - мы словно перешагнули через портал в прошлое. Тут обязательно хотелось что-то купить, и Юля приобрела себе щётку для волос…
Мы прошли ещё немного в сторону Мисхора, с восторгом посматривая на скалы над нами. Там кружили тучи, готовя нам освежающий душ, но нас это не пугало - а вот виды были впечатляющие!
Поиски пути к дворцу привели нас на площадь за зданием поселковой администрации, на которой установлен похожий на Оскара, и так и называемый в народе, крашеный под золото памятник Ильичу. Там нам встретились два удивительных представителя семейства кошачьих: медитативная пушистая кошка, которая даже ухом на нас не повела - настолько глубоко погрузилась в медитацию, уткнувшись носом в белую стену ограждения (на самом деле, она птичку в кустах выслушивала) - и красивый котан тигрового окраса с очень серьёзной мордой, этот был вполне общителен, но гладиться не хотел (пожрать бы)…
С площади мы осмотрели все окрестности, благо оказались на самой вершине горы, где, как позже выяснилось, раньше был скромный особнячок княгини Голицыной, а тот дворец, крыши которого видно внизу под горой, и называемый ныне «Дворцом Голицыных», на самом деле был тогда всего лишь винотекой. И найденный нами позже «Бункер Сталина» тоже был винными погребами! Сколько ж тут было вина-то!!! Но это мы вперёд забежали - пока что мы общались с котиками на площадке у оскароподобного Ленина и разглядывали далеко внизу крыши интересующих нас дворцов, понятия не имея как туда попасть.
Дом княгини А.С.Голицыной в Кореизе. Литография Вольфа. 1830-е
Карта и прохожие однозначно подтвердили, что спусков два и оба не рядом: либо возвращаться в Гаспру и спускаться через санаторий «Ясная Поляна» - но так мы уже ходили! - либо пройти вперёд и найти петляющую улочку, которая спустит нас обидно вниз, почти что к остановке «Мисхор» на нижней дороге, где минуя санаторий «1001 ночь», купола которого мы с любопытством рассматривали сверху, надо снова подняться вверх к проходным, огибая уже нужный нам парк усадьбы Юсуповых.
Сейчас во дворце не какой-нибудь санаторий, а Управление делами президента Российской Федерации в республике Крым - поэтому с проходом всё строго: ворота и 550 рублей с носа! Лена решила сэкономить и побольше времени посвятить живописи, поэтому убежала по показанной Андреем дорожке в «Дюльбер», а Юля с Андреем под накрапывающим дождиком поспешили ко дворцу, где буквально через несколько минут должна была начаться экскурсия. Следующую пришлось бы ждать целый час, так что мы реально спешили, оставив прогулку по парку на потом.
Впрочем, спешили мы зря - как водится, посетителей слегка помариновали под накрапывающим дождичком, набирая, наверное, группу побольше, хотя там и так набралось уже человек сорок - во дворце потом было не протолкнуться. Пока ждали - снимали всё, что могли увидеть на площади перед дворцом - как всегда, это были котики… то есть львы. И вот, когда дождь усилился, нас наконец пустили внутрь. Сразу отметим - современные интерьеры, мягко говоря, не впечатляют - хорошо, что в 1912 году Юсуповы пригласили известного крымского фотографа
Василия Сокорнова для съёмки интерьеров дворца. Благодаря ему мы можем судить, как там было чудесно!
История Юсуповского дворца начинается в 1830-х годах, когда в Кореизе появилась усадьба, принадлежавшая первой помещице здешних мест княгине Анне Сергеевне Голицыной. В её владениях находились большой дом с хозпостройками, винные подвалы, Воскресенская церковь и так называемый увеселительный сад. Но уже к середине XIX в. поместье распродаётся по частям. Одну из них приобрёл московский промышленник Тимофей Морозов, другую - Иван Гончаров, родной брат Наталии Гончаровой, жены Пушкина. Последний свою долю в 1867 г. перепродал генерал-адъютанту его Величества, участнику первой обороны Севастополя графу Феликсу Николаевичу Сумарокову-Эльстону. Позже его сын - Феликс Феликсович, генерал-лейтенант и губернатор Москвы - выкупил и «Морозовскую дачу», воссоединив старое имение. После женитьбы в 1882 г. на дочери князя Николая Борисовича Юсупова Зинаиде Николаевне - последней представительнице знатного рода - император Александр III позволил Сумарокову-Эльстону принять фамилию и титул жены.
Граф Феликс Сумароков-Эльстон с супругой княжной Зинаидой Николаевной Юсуповой и их сын князь Феликс Феликсович Юсупов с супругой княжной Ириной Александровной (Романовой)
Не стеснённый в средствах Феликс Юсупов-старший задумал построить рядом со старым голицынским особняком дворец «поприличнее». Проект заказали модному тогда архитектору - Николаю Краснову. Здание в форме подковы возводили из серого гаспринского мраморовидного известняка. Строительство закончили в 1904 г., и на месте «Розового дома» княгини появился новый Юсуповский дворец - в неороманском стиле с использованием элементов итальянского ренессанса. Входы-выходы и по сей день охраняют терракотовые и мраморные львы, которых доставили Юсуповым из Венеции. В своих воспоминаниях Феликс Юсупов-младший рассказывает о пристрастии отца к скульптуре: «Парк был ими перенаселен: нимфы, наяды и богини показывались изо всех кустов и боскетов, все было наполнено мифологией. На берегу моря отец велел выстроить павильон с бассейном, где поддерживалась температура воды, позволяющая купаться в морской воде в любое время года». До наших дней из той коллекции скульптур, кроме львов и грифонов, сохранилось немногое. У парадного входа к цветникам на «морской» стороне дворца, обращают на себя внимание две колонны с бюстами сатира и менады. По рассказам местных краеведов, эта скульптурная пара одна из многих загадок Юсуповского дворца: в образах, стилизованных под античность, угадываются портретные черты Феликса Феликсовича и его красавицы-жены Зинаиды Николаевны.
Большая гостинная
Большая гостинная
Розовый кабинет княгини З.Н.Юсуповой. 1912
Розовый кабинет княгини З.Н.Юсуповой. 2012
Кабинет князя Ф.Ф.Юсупова-старшего
Интерьер гостинной
Кабинет князя Ф.Ф.Юсупова-старшего
Парадная столовая
Семья Юсуповых
Прежде в парке был один из лучших розариев на Южном Берегу Крыма, а также множество водопадов, каскадов, водоемов с зеркалами, отражающими статуи и прекрасные растения. А в большом бассейне с золотыми рыбками разводили различные сорта водяных лилий. Из окон флигелей южного фасада открывается захватывающая дух панорама моря, неба, а также дальних и ближних окрестностей дворца. Основная часть декора в интерьерах изготавливалась в стиле модерн: белые эмалевые панели с полочками для фарфоровой и бронзовой пластики, удобные венские стулья, угловые диванчики, обитые ситцем…
С утверждением Советской власти на полуострове Юсуповский дворец был национализирован. Сначала там сделали санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых (ЦКБУ) для «работников умственного труда», потом элитарный дом отдыха чекистов. Имение перешло в ведомство Всесоюзной Чрезвычайной Комиссии. Председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский отдыхал во дворце дважды - в 1925 и 1926 гг.
В феврале 1945 г. Юсуповский дворец стал основным местом размещения советской правительственной делегации на время работы Крымской (Ялтинской) конференции глав трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании. Это был личный выбор Сталина. Чем ему приглянулся Кореиз, он никому не пояснял - историки до сих пор только предполагают и догадываются. В резиденции Сталина тогда побывали английский премьер-министр Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт. Иосиф Виссарионович пригласил их 8 февраля на дружественный ужин. А 10 февраля там состоялась уже личная встреча Сталина и Черчилля.
Апартаменты «Сталин»
В распоряжении генералиссимуса и его помощников было 20 комнат с приемным залом. Еще 33 комнаты сдали «под ключ» в трёх соседних корпусах. Все помещения были обеспечены автономным электроосвещением, отоплением, горячей водой, вентиляцией, холодильными установками и телефонами. Из дворца можно было созвониться с Москвой и любым другим пунктом СССР. А на случай ЧП в 100 м от главного корпуса соорудили для генералиссимуса подземное бомбогазоубежище. Бункер состоял из трёх комнат, оснащённых электроэнергией и связью. К нему вели два отдельных хода.
Кликом можно увеличить
После войны Юсуповский дворец определили в разряд государственных дач. На долгие годы краеведам и туристам вход на территорию спецобъекта с безликим названием - госдача № 4, был закрыт. Генсеки - Хрущёв, Брежнев, Горбачёв - дворец своим вниманием особо не жаловали. Там под охраной сотрудников 9-го Управления КГБ СССР отдыхали лидеры соцстран и зарубежных компартий…
Довольные экскурсией по дворцу, Андрей с Юлей снова стали фотографировать сторожащих дворец львов - уж очень выразительные у них морды! А потом отправились гулять по парку, первым делом решив найти в его глубине геокэшерский тайничок. В его поисках они из-за террасной разноуровневой организации местности немного заплутали, свернув не на ту ступеньку, и наткнулись в зарослях на полянку с грядками огурцов, помидоров, на которых осталось немного не собранных плодов - как раз нам к обеду. А рядом ещё и айва плодоносила… Тайник же оказался парой уровней выше в зарослях кустов - лезть в которые из-за сырости очень не хотелось. Так что тайник остался не тронут, как и поразившее больше всего на живописной Южной террасе громадное дерево хурмы, сплошь увешанное яркими плодами, как новогодняя ёлка шарами. Причём все, кто ни подходил - восхищались, но хурму не рвали. Проникнувшись пиететом места, Андрей с Юлей тоже не решились вкусить княжеских плодов.
Время уже перевалило за обеденное, Лена же ушла рисовать Дюльбер, не взяв с собой ни воды, ни бутерброда, так что, пробежав по перлоге розария мимо старого «Голицынского дворца», который на самом деле был раньше винохранилишем, к расположенному по соседству бункеру Сталина, который тоже был раньше винподвалами, заглянув на минутку в тревожную тьму - Андрей с Юлей направились к выходу…
Тропка, по которой раньше ушла Лена, нырнула с дороги в заросли на обочине, и вдоль забора какого-то нарядного то ли санатория, то ли дворца углубилась в зелёные сумрачные дебри. Тут было диковато и красиво, тонули в крымских горных джунглях остатки каменной лестницы, какие-то площадки, лавочки, колонны - и потом тропа вывела к руслу уютно журчащей речки на дне оврага, и вдоль него вывела к шоссе…
7 октября 2019 г.
Ч И Т А Т Ь П Р О Д О Л Ж Е Н И Е…