18 мая 2014 г.
Утром нашего последнего дня в Судаке мы отправились по облюбованной накануне вечером дороге к горе Манджил, более известной как Ай-Георгий. Улица Яблочная, ведущая от улицы Ленина, оказалась на удивление уютной. Мы с интересом разглядывали старые дома и новые масштабные замки с закосом под средневековье. Потом была дорога полупросёлочная, обрамлённая высокими свечами тополей, вдоль дороги ютились частные домики аутентичного вида, вызывая желание плюнуть на приличия и снимать кусочки чужой жизни. Но плохая погода и традиционная утренняя спешка как всегда помешали рождению «шедевров». Впереди высился выцеленный нами накануне горный массив, и следовало искать пути для подхода к нему. И пока мы немного плутали деревенского вида улочками, становилось не на шутку жарко, что вселяло некоторую надежду на ошибочность дождливых прогнозов. Впрочем, небеса над нашими головами красноречиво украшали фактурные свинцовые тучи, отрезвляющие наш оптимизм. Но не сидеть же, в конце концов, дома!..
Большое Крымское Путешествие. Май 2014 года
1.
Мобильный дневник. Встали на крыло!
2.
Мобильный дневник. Ирис - не только конфета
3.
Мобильный дневник. Поход мечты
4.
Большое Крымское Путешествие. Неделя первая, начало
5.
Большое Крымское Путешествие. Неделя первая, продолжение
6.
На «Крузенштерне»
7.
Большое Крымское Путешествие. Судак, Алчак-Кая
8.
Большое Крымское Путешествие. Кошачьи ушки
9.
Большое Крымское Путешествие. С видом на крепость
10.
Большое Крымское Путешествие. Караул! …Оба
11.
Большое Крымское Путешествие. Меганом
11а.
Большое Крымское Путешествие. Фотографы на Меганоме
12.
Большое Крымское Путешествие. Ай-Георгий
13.
Большое Крымское Путешествие. Здравствуй, Коктебль!
14.
Большое Крымское Путешествие. Вокруг Хабурги
15.
Большое Крымское Путешествие. Тихий релакс
16.
Большое Крымское Путешествие. Коктебельская нега Накануне вечером мы выбрали себе очередную цель - Ай-Георгий (г. Манджил, 499 м) - самая высокая точка хребта Токлук-Сырт. Туристов и отдыхающих привлекают в ней живописные обрывы древних скал к северу и западу от вершины, в ясную погоду - великолепные виды на долину. Паломников - источник у западного подножия скалы, считающийся целебным.
Мы наконец вырвались из лабиринта улочек, и мимо каких-то гаражно-подсобных территорий («ремонт велосипедов» - гласила надпись на больших воротах) дорога повела нас вверх. Там, за бетонным забором, простиралось просторное поле с городским кладбищем. Мимо кладбища и виноградников в сторону Ай-Георгия по редколесью дуба и граба тянется грунтовая дорога. Мы же выбрали тропинку, ведущую, казалось, напрямую к вершине - забыв, что прямых дорог в горах и даже предгорьях не бывает!
Наш путь вёл вовсе не к вершине, а сильно забирая влево, пытался её обойти. И нам ничего не оставалось, как искать тропы через овраги, чтобы выправить наш трек. Мы ныряли вверх-вниз по пересечённой многолетней работой текущих вод местности, и наконец выбрались на нужную тропу. Она вела по дну глубокой балки, постепенно увеличивая градус подъёма - и была исключительно людной. Было воскресное утро, и народ шёл к источнику Святого Георгия. Перелески сменялись окружёнными соснами полянами. Показалась соседняя вершина, располосованная кольцами-террасами. На вершинах столовых гор справа серебрился светлый и пушистый ковёр ковыля. Жара отступала, поднимался ощутимо-прохладный ветер. Начинал накрапывать дождь. Тропа делалась всё круче. Навстречу нам пробежала пара молодых людей спортивного вида, явно успевших без напряга форсировать тропу. Мы неторопливо позли выше, завидуя форме парней, а холодный ветер делался всё сильнее. Наконец тропа свернула влево, траверсом огибая крутой бок горы. Узкая и временами неприятно наклонная, она вела через изгиб горной складки и ныряла в густой кустарник. Здесь, в тени деревьев, журчал источник Святого Георгия. Вода стекала по черепичному жёлобу в небольшую, но довольно глубокую купель. На каменной стенке над родником - изображение Святого Георгия, высеченное из красного камня. А над полянкой с деревянной лавочкой - привязанный к высокой ветке дерева крымскотатарский флаг.
Своим названием гора обязана средневековому монастырю святого великомученика Георгия, располагавшемуся на её западных склонах. Если сравнивать его остатки с руинами других монастырей в окрестностях Судакской долины, этот сохранился менее всего. Греки оставили эти места в конце XVIII века. После этого обрушились своды и стены зданий, а террасирование склонов, проводившееся в середине XX века, практически стёрло с лица земли их фундаменты. Сейчас практически невозможно чётко определить даже границы построек монастыря.
Вода в роднике была холодной и вкусной, и мы дважды пополняли её запасы - пока сидели на склоне и обедали… Встреченные у родника люди в один голос советовали при подъёме выбирать тропы, ведущие правее. Влево вели дорожки для скалолазов-экстремалов - по каменным обрывами под вершиной. И мы пошли направо, а под нами всё шире распахивались виды Судакской долины, необъятные и очень красивые в пасмурном свете. Меганом же накрыло такой серой хмарью, что стало очевидно - дождя нам не избежать. И мы спешили - добраться до вершины, чтобы увидеть новые, незнакомые пейзажи. Зубчатый профиль Эчки-Дага, конечно, узнаваем с любого ракурса - а вот местный Таракташ - для нас диковинка…
И другие просторы открылись нам. Горы, повёрнутые к Судаку выжженными рыжими боками, с противоположной стороны зеленели буйной травой и пестрели ковром самых разнообразных цветов. Здесь всё было сочным и по-весеннему ярким. А над вершиной, укреплённый в каменном туре, развевался флаг крымских татар - голубое полотнище с золотой тамгой. И такая же тамга, гигантская, выложенная из камней, красовалась на склоне у самой вершины. Флаг полоскался на ветру на фоне затянутого тучами неба, и зрелище это было очень эффектным. Не думаем, что он здесь развевается всегда, но в этом году на 18 мая пришлась 70-я годовщина депортации крымскотатарского народа - день памяти, скорби и единения, отмечавшийся, несмотря на идиотские перегибы местных властей, по всему Крыму…
Меж тем, к нам всё-таки приползла со стороны Меганома густая белёсая пелена… Мы увлечённо искали ракурсы с кустиками цветов, замыкающих собой горно-каменистую, яркую окрестную панораму - когда первые капли дождя, увесистые и холодные, посыпались на нас с неба. Дождь быстро усиливался, и только что такие эффектные виды вокруг стремительно затягивались мутным туманом. Мы попрятали камеры в рюкзаки, рюкзаки в чехлы, себя в плащи - и пошли вдоль горного хребта, всё ещё не желая верить, что с видами на сегодня покончено. Казалось, дождь помочит немного, и будут ещё сюрпризы, и красоты, и ракурсы на Таракташ… Но случилось так, что более ни одного кадра нам снять не удалось.
Дождь зарядил решительно, мир погрузился в мокрый туман. Мы шли по мокрой траве, быстро промокли сами, и конца-края не было дождю. Сырой воздух пах свежестью, горами и приключением, ярко сияли среди мокрых трав мокрые цветы, но гор мы уже не видели, только изредка смутные призраки скальных массивов проглядывали сквозь облачность. Между горными боками, на фоне тёмно-зелёной пушистой лесой стены, было видно, как густые струи дождя бегут в пространстве волнами, словно потоки водопада. Спускаться по такой погоде в долину Айван и далее в Дачное мы сочли неразумным. Возвращаться по крутому склону той же тропой, что поднялись, и вовсе не хотелось. Наиболее простым и убедительным выглядел путь через Армутлук-Дере в самое основание Меганома - в Богатовку.
Увы, грунтовка, обманно-уверенно повлекшая нас вправо и вниз, растворилась в чистом поле среди жёлтых трав и низкорослых горных сосенок. Плоскогорье окружали крутые склоны, летали над мокрым миром густые беспросветные тучи. Белые, низкие клочки облаков нарядно проплывали по свинцовому небу. Из мокрой травы выскочил заяц, проскакал через поляну, не обращая никакого внимания на дождь. Мы порадовались зайцу и вернулись к полянке, на которой потеряли дорогу в Богатовку.
Эх, пройтись бы этой дорожкой в более прозрачную погоду! Тропа выбиралась из горного леса в фантастическое ущелье. Старая дорога вела по боку горы, внизу был глубокий овраг, сверху - высокие каменные стены, и огромные каменюки самых затейливых форм густо лежали вдоль тропы и по склонам. Растительности здесь почти не было - зато была восхитительная дикая первозданность, отчасти усиливавшаяся дождливыми красками. Этой дорогой раньше, похоже, ездили телеги, хотя, судя по ширине пути в некоторых местах, повозки эти должны были быть очень узкими. Современный квадроцикл тоже вряд ли пролезет… Ущелье имело такой далёкий от всяческих цивилизаций вид, что появившиеся из-за поворота домики и белая свечка мечети не только обрадовали, но и слегка удивили - вот одинокой сакле у водозабора тут самое место, а посёлку не очень. Однако, он начинался сразу от ворот дикого ущелья…
Мы отыскали на окраине промокшей улочки, над новенькой мечетью, какой-то строительный навес, и спрятались от надоевшего дождя. День быстро клонился к вечеру, впрочем, на общественный транспорт мы изначально не рассчитывали. Где-то здесь в Богатовке живёт знакомый таксист Кати - на него вся надежда. Мы позвонили подруге и попросили её отправить к нам Яшара. А пока ждали, когда он приедет, и дождь закончился, и даже выглянуло запоздалое солнце. Мы стояли на площадке у магазинчика и любовались посветлевшими небесами. Приехал Яшар, и мы оглянуться не успели, как оказались в Судаке.
Остаток вечера был посвящён стирке и просушке промокших вещей. Назавтра нам предстоял переезд в Коктебель. Это было как нельзя кстати, потому что полоса дождей, похоже, решительно накрывала Судак на ближайшие дни. Коктебель же сулил погоду гораздо более обнадёживающую - у нас ведь на последние три дня были намечен тюлений отдых безо всяких походов. Да и стосковались мы по Коктебелю!..
Ч И Т А Т Ь П Р О Д О Л Ж Е Н И Е...