Марафон по стилю, часть 4: Социологический взгляд на проблему

Feb 03, 2016 22:03

Сегодня я хочу рассказать о социологическом взгляде на гардероб. Это тот случай, когда наука находит прямое практическое применение.

В многочисленных и очень интересных исследованиях на тему моды (в этом случае слово "мода" понимается широко - как способ, манера одеваться в обществе в определенном, достаточно большом, отрезке времени, то есть то, что мы, в целом, носим джинсы и футболки, а не кринолин и корсет) часто затрагиваются вопросы о том, как, откуда, почему появляются новые закономерности в манере одеваться, почему что-то становится старомодным.
И одно из исследований, с которым я хочу вас познакомить (хотя может быть вы уже его знаете) - это теория американского социолога Эверетта Роджерса, опубликованная еще в 1962 году, и пока никем не опровергнутая.

Это теория, которая стремится объяснить как, почему и с какой скоростью новые идеи распространяются через разные культуры.

Роджерс говорит, что все новые изобретения, идеи, процессы или товары (например, паровая машина, сотовый телефон, мини-юбка) в течение времени передаются от одной части общества к другой и части эти (всего 5 частей) делятся по признаку индивидуальной предрасположенности к восприятию инновации.


Первая группа, 2,5%  - так называемые новаторы, люди, которые самыми первыми принимают или даже придумывают инновации, они хорошо разбираются в науке, возможно, сами ученые, имеют хороший заработок и высокий статус в своей социальной группе. Например, если говорить о моде, это авангардные персонажи, художники.

Вторая группа: 13,5%  - ранние последователи, люди, которые видят необходимость в новшествах и изменениях, также хорошо финансово обеспечены, хорошо образованы, обладают высоким социальным статусом, в отличие от новаторов, они должны видеть практическую ценность продукты, чтобы его опробовать, это - лидеры мнений, именно они часто задают тренд развития. Говоря о моде, это - трендсеттеры, именно они формируют тренды, которые потом будут носить люди, блоггеры, те, кто чувствует настроения общества.

Третья группа, 34% - раннее большинство, люди, которые прислушиваются к ранним последователям, и принимают что-то новое только тогда, когда это уже проверено предыдущей группой. Они менее финансово обеспечены, поэтому меньше хотят рисковать при покупке, не очень сильно влияют на общество, им нужно доказательство, что новая вещь - практичная и задержится надолго. Люди эти очень интересуются модой и следят за тенденциями.

Четвертая группа, 43% - позднее большинство, люди, которые скептично относятся к инновациям и не принимают их до тех пор, пока предыдущие две группы не докажут успех этих идей или вещей (а к этому времени уже могут пройти годы с момента выхода тогдашней новинки). У них небольшой доход, социальный статус ниже среднего, нет влияния на окружающих, не склонны к риску. Вроде бы интересуются модой, но подхватывают ее только "с улицы", когда у всех остальных это уже есть.

И пятая группа, 16% - отстающие, люди, которые добровольно почти не принимают инновации! Они учитывают цены, очень подозрительно относятся к новизне и изменениям в целом, обладают низкими доходами и статусом, связаны традициями, консервативны и не принимают товар, пока он не достигнет этапа зрелости. Например, такие преподавателм были у меня в университете: которые "принципиально не пользовались компьютером", и все приходилось носить так, на бумажках. Если говорить о моде, то это те же тетки, которые "одеваются как привыкли".

Группы эти не жесткие и не закрытые, один и тот же человек может порой входить в разные группы, не все представители группы на 100% соответствуют описанию, но они соответствуют ему в целом.

Интересно, что не все идеи от новаторов дойдут до трендсеттеров, и не все, что подхватили ранние последователи, будет принято ранним большинством, и так далее до остающих. Но уж отстающим достатнется самая выверенная модель инновации, будь то сотовый телефон или фасон юбки. В итоге некоторые, самые лучшие идеи, дойдут до всех, даже от отстающих, просто это займет несколько лет, а иногда даже десятилетий. То есть все когда-то научатся пользоваться компьютером ;-)

Эта теория актуальна и с одеждой тоже: когда-то было революцией надеть брюки женщине, но сейчас все уже поняли, что это - нормально, то же самое было с мини-юбкой, например. Поэтому нам важно понимать, что то, мы получаем в магазинах - это уже отточенная, выверенная модель инновации, она прошла как минимум три стадии, пока попала на полки, скорее всего, прошло уже несколько лет, и, на самом деле, она не так уж и нова.

Причем эта диффузия, которая напрямую зависит от экономических факторов, простирается не только внутри одной страны, но и между странами. Именно наиболее экономические развитые страны обладают большим количеством новаторов и ранних последователей, наименее развитые - наибольшим количеством отстающих. И поэтому до, например, Барнаула, что-то новое доходит позже, чем до Москвы, а до Москвы - позже, чем до Парижа, и т.д.  Это касается каких-то глобальных идей в одежде, но также и мельчайших деталей. Например, вот такие серьги:

Надев их на выставку в Барнауле в начале 2016 года, вы будете выглядеть модно, но даже в Москве в начале 2016 года они уже в каждом переходе продаются, и это не кажется чем-то необычным и даже интресным. А значит их уже приняло позднее большинство. То же самое касается, например, вот таких причудливых деталей:



К чему я собственно все это? К тому, что не надо бежать за "переменчивой модой" (и в этом случае, слово "мода" использовано в узком смысле), потому что пока какая-то необычная деталь или вещь дошла до обычных магазинов, она уже перестала быть современной. С какими-то вещами это происходит раньше, с какими-то позже. И так все по-тихоньку устаревает: одежда, прически, макиж, конкретные детали одежды, конкретные вещи, даже оттенки цвета и формы.

Почему важно быть современным? Потому что таким образом вы либо вписываетесь в общество, либо нет. Одежда - это одна из форм социализации. И чем лучше вы социализируетесь, ты вы успешнее. Для этого важно понимать более глобальные тенденции в одежде, общие идеи, которые воздействуют на людей.

Найти баланс между ежеминутными трендами и глобальными тенденциями можно, если изучить закономерности развития общества в целом. Именно тогда можно оставаться современным, но не попадать в ловушку моды.

Какие это глобальные тенденции и от чего они зависят?
Зависят они в основном от экономики и экономической зрелости конкретного общества. Вы 100% слышали о том, почему раньше признаком аристократии была бледная кожа: потому что богатые люди этой кожей без загара и веснушек показывали, что они могли себе позволить не работать в поле, а только заниматься чем-то прекрасным.

Сегодня логика не изменилась: опять же, посыл такой же, что богатые могут себе позволить?
(Причем, это может быть не правда на самом деле, но это то, что хотят показать, то, какой посыл богатые отправляют в общество).

Первый посыл: теперь они могут позволить себе ездить отдыхать на море и в горах, хорошо питаться, заниматься спортом ради удовольствия, поэтому легкий загар - это уже знак плюс (ключевое слово - легкий, никакой куры гриль), равно как и подтянутое тело, белые зубы, блестящие волосы, ровная кожа. Все это говорит о внутреннем здоровье. Причем, если довести все эти характеристики до максимума, то эффект будет обратный, потому что посыл пропадет: искуственные зубы (виниры), ботокс в лице, нарощенные волосы,  перекачанные мышцы, накладные ресницы, накладные ногти, сильный загар - все это уже настолько видно невооруженным глазом, что отталкивает. Видно, что со здоровьем тут ничего не связано!

Второй посыл: богатые ведут настолько хороший и здоровый образ жизни, что они могут позволить себе быть абсолютно естественными, у них настолько хорошее здоровье, что они просто встали с постели, расчесались и умылись и пошли на улицу, им не нужно долго прихорашиваться, краситься, накручиваться, чтобы выглядеть хорошо. Именно поэтому одна из главных тенденций - легкая небрежность, и такая популярность "макияжа без макияжа". И также у богатых настолько хороший вкус и хорошая одежда, что они могут надеть первое попавшееся под руку, и выглядеть стильно. Именно поэтому координация цвета в ансамбле, например, туфли и сумка одного цвета, или шарф и туфли, равно как и классические сочетания цветов (черный с красным и белым, например) - это очень старомодно, ведь в этом совсем другой посыл.

Третий посыл: они могу позволить себе показать свою личность, не отвлекаясь на многочисленные детали и не наряжаясь в яркую и необычную одежду. Именно поэтому - излишне подчеркнутая женственность, очень обтягивающее платье, глубокое декольте, чтобы была видна ложбинка, короткая юбка "до ног"- это уже некрасиво. Также и какая-то вычурная одежда - уже несовременна. Это справедливо не только для одежды: посмотрите на дизайн гаджетов, самый стильные и современные дизайны - самые простые, простой скругленный прямоугольник с одной кнопочкой. Все, ничего лишнего.

Вот эти связанные между собой идеи  - современные тенденции в обществе, обусловленные закономерностями развития. Некоторые авторы связывают это с тем, что общество богатеет, и поразить кого-то сумкой или одеждой уже не трудно, появляется новый эксклюзив: не просто стройность, но и подтянутое тело, не просто кожа под тональником, но "невидимая косметика", как будто ее нет! Знать и помнить о них гораздо важнее для составления гардероба, чем знать наизусть все варианты сочетания цветов, на мой взгляд.

Примечательно, что представители высших слоев через следование этим посылам демонстрируют причастность к определенному кругу. Как я уже говорила, мода - это один из способов социализации, мы по одежде можем сразу "увидеться свояка", отнести человека к какой-то социальной группе, даже примерно определить его род занятий, образование. Существует много интересных исследований на тему социальных слоев и различиях в одежде, хотя таких жестких социальных классов нет, как были до 20 века, но в целом они все равно сохраняются.

Социальный класс определяется интеллектуальным и культурным капиталом (предпочтелния в музыке, книгах, проведени свободного времени), материальным капиталом (который является средством для расширения культурного капитала), профессией, образованием и близким социумом. Равно как выбор пищи - показатель класса, также и одежда. И существуют формальные признаки (которые, если проследить, связаны с теми "посылами", которые я перечислила ранее). которые отличают представительницу высшего класса от низшего.
Например, женщины из более высокого социального класса:
  • чаще выбирают светлые цвета в одежде (ученые объясняют это тем, что более обеспеченные люди не боятся покупать светлые вещи, т.к. знают, что, даже если они искачкаются, то они легко могут купить новые, у них нет задачи купить "немаркий цвет")
  • чаще выбирают стиль минимализм, причем это касается как стиля одной вещи, так и общего стиля человека: меньше избыточных деталей в виде заклепок, декоративных потертостей, бантиков, оборочек, меньше украшений  (из-за перенесения значения с формы на содержание).
  • чаще одеваются скромнее: цвета спокойнее, юбки длиннее, а если юбка короткая, то не обтягивающая, если надевают шорты - то тоже не обтягивающие, блузки менее прозрачные, брюки менее обтягивают, меньший вырез на юбках и декольте (исследователи связывают это с желанием показать больше свою личность, привлечь людей характером, нежели внешностью и принадлежностью к женском полу, поскольку они обладают большим культурным капиталом, эмоциональным интеллектом и IQ.
  • реже будут показывать (хотя может это и не правда!), что они долго продумывали свой ансамбль.
  • реже будут выбирать вещи, которые "в моде в сезоне".
  • реже будут выбирать вещи с надписями брендов или же узнаваемые модели вещей, например, шарфик с эмблемами Гуччи, сумка Луи Вуиттон, укарашения Тиффани и Пандора (последние три пункта исследователи связывают с нежеланием потерять индивидуальность, поскольку одежда обладает двумя функциями: индивидуализировать, с одной стороны, и объединять, с другой.  То есть высшие классы объединяются тем, что придерживаются этих принципов, но при этом стараются быть индивидуальностями, не следуя моде на 100%).
Не все, кто интересуются модой, задумываются об этих социальных закономерностях, поэтому и рождается много ошибок в гардеробе.

Исходя из всего вышесказанного, я для себя выработала такие правила, которым следую и которыми хочу поделиться:

1) Надо внимательно следить за современными тенденциями развития общества, за идеями, царящими в различных группах обществх (не только в той стране, где живешь, а везде, не закрываться в своей коробочке!), пытаться анализировать и проводить параллели, постоянно.

2)  Стремиться к минимализму, не только в одежде, то и во всем остальном: меньше вещей, меньше накопительства (привет КонМари), меньше украшений за один раз, меньше косметики.

3) Нет - подбору цветов в гардеробе, нет координированным цветам, нет обычным, классическим сочетаниям цветов, нет слишком ярким цветам, отвлекающим от личности.

4) Нет - комплектам (серьги и ожерелье из одного набора, лак и помада одного цвета, ремень и туфли из одного материала).

5) Да - легкой небрежности, естественности во всем - в прическе, макияже, манере одеваться.

6) Нет - надписям брендов, подчеркнутой женственности, "вещам сезона".

7) Да - юмору и эксперименту в манере одеваться: необычные сочетения вещей, цветов, творческому подходу ко всему.

Ура!  :-)

Сегодня вот такое задание:
  1. Проверить все свои вещи на современность (не слишком ли у них много избыточных деталей, соответсвуют ли принципу минимализма).
  2. Отложить в пакет все, что не соответствует приниципу современности, и не доставать в течение месяца, если решитесь потом - то выбросите.
  3. Каждый раз перед зеркалом проверять, достаточно видна ли ваша личность (не забивает ли ее ваша женственность или якрий цвет)!
  4. Попробовать выйти из зоны комфорта и (если вы еще этого не сделали) отказаться от комплектов вообще, от координации (соответствия) цветов, материалов в одежде, отказаться от привычных сочетаний цветов.
  5. Как можно больше смотреть и изучать одежду в других странах, городах, открывать новое.


Всем хороших экспериментов! ;-)

марафон2016, советы, умный гардероб, гардероб, марафон, гардероб с умом, рациональный гардероб

Previous post Next post
Up