Сегодня вне марафона хочу написать об уборке. Может быть, многие из вас слышали о Мари Кондо, японке и ее книге: "Магическая уборка: японское искусство наведения порядка дома и в жизни".
Мари - профессиональный организатор пространства (даже такая профессия есть)! Она применяет принципы фен-шуй к уборке, а также ставшими традиционными: ежедневная уборка (вытирание пыли, например), хранение вещей по сезонам и избавление от одной вещи взамен принесенной в дом новой. При этом она рекомендует убрать все сразу и говорит: «Если убирать одним махом, а не постепенно, то можно навсегда изменить свое мышление и жизненные привычки». В уборке каждый день понемногу кроется серьезная проблема: такая уборка никогда не заканчивается; убираясь по чуть-чуть, по одному участку за раз, люди часто не видят моментальных результатов своего труда, им кажется, что их усилия напрасны.
У нее есть своя философия, как надо прощаться с вещами, особый ритуал. Мари Кондо предлагает оставить дома только те вещи (это касается не только одежды, но вообще всего), которые приносят радость. Разбираться с залежами нужно путем общения с каждой вещью. Каждый предмет - будь то куртка или сувенир из отпуска - должен пройти проверку на способность доставлять радость.
Как это сделать? Возьмите вещь в руки, прислушайтесь к своим ощущениям и спросите себя "Приносит ли эта вещь мне радость?". Если предмет доставляет вам положительные эмоции (любимая одежда, книгу, которую вы не раз перечитали, косметическое средство, которое вам подходит, набор красивых ручек, которыми вы пишете план на день), вы ее оставляете. Если вещь вызывает, напротив, какие-то негативные эмоции (учебник испанского, который вы забросили, набор кистей, которыми не рисуете, платье, в которое давно не влезаете, подаренный набор специй, которым не пользуетесь), от нее нужно срочно избавиться. Вещи, которые нас окружают, оказывают самое непосредственное влияние на наше душевное состояние. Если вас окружают ненужные вещи, которые вызывают чувство усталости, вины, неприятные воспоминания, всякий раз столкновение с ними будет портить вам настроение, отбирать у вас жизненную энергию. Вещи, которые приносят удовольствие, будут делать счастливее. Посмотрите, какие предметы вас окружают, и сделайте свое окружение лучше.
Мари считает (и это точно так и есть, имхо), что многие вещи мы храним потому, что надеемся в будущем найти их применение - сделать поделку из старой банки, сшить коврик из старой одежды, прочитать книгу, которая пылится на полке уже пять лет… Правда заключается в том, что это «когда-нибудь» никогда не наступит. Если вы до сих пор не прочитали книгу, не сшили коврик, не смастерили поделку, значит, на самом деле вы этого не хотели. Возможно, в вас говорило желание «чтобы не пропало зря» или вас гложет чувство вины за непрочитанную книгу, которую подарила вам подруга. От таких вещей нужно избавляться, потому что они навязывают вам чувство вины, неприятные эмоции, напоминают о том, что вам уже давно не хочется делать.
Если в один прекрасный день вас и посетит желание прочитать эту книгу, вы найдете возможность ее заполучить и прочитать. Если «зачешутся» руки что-то смастерить, вы найдете и материалы, и инструменты. Но мы не можем (у нас просто нет места) хранить всё подряд. В этом нет никакого смысла - навешивать на себя какие-то обязательства и долги, которые мы сами себе выдумали. Просто отпустите идею.
Восточный взгляд на мир подразумевает бережное обращение со всеми живыми и неживыми предметами. Не растопчи растение, не швыряй вещи. Мари Кондо предлагает с благодарностью расставаться с вещами, которые служили вам, и неважно - долго или совсем немного. Даже бесполезный подарок выполнил свою роль - порадовал человека хотя бы миг, во время дарения. После этого надо поблагодарить его и расстаться. Да, по мнению Мари, перед тем, как выкинуть вещь, надо ее сердечно поблагодарить. ;-)
Если вы приняли решение оставить вещь, обращайтесь с ней бережно - аккуратно складывайте, ухаживайте. Тогда вещь прослужит вам верой и правдой длительное время. Когда мы аккуратно складываем вещь, она пропитывается нашей положительной энергетикой, и потом возвращает нам ее.
По словам Мари Кондо, нам трудно расставаться с вещами по двум основным причинам - мы цепляемся за прошлое и боимся будущего. Хлам напоминает нам о прошлых, счастливых моментах, беспечном времени. Некоторые вещи мы храним из страха перед будущим - вдруг придет бедность, тогда и этот свитер пригодится… В этом нет никакого смысла. Вещи должны нести вам службу здесь и сейчас, не напоминая и не пугая, не оказывая негативного эмоционального влияния.
Порядок разбора вещей по методу Конмари таков: одежда, книги, документы, разное (начиная с дисков и заканчивая запасами продуктов), сентиментальные вещи (подарки, письма, сувениры из поездок и так далее), фотографии.
У Мари также есть практические советы, как хранить вещи.
1. Важное правило хранения одежды - каждый вид хранится отдельно. В одном месте - майки, в другом - футболке, в третьем - трусы, в четвертом - свитера и т.д. Вся одежда складывается в выдвижные ящики (шуфляды). Если у вас для хранения одежды используются полки, вам потребуются контейнеры или обычные коробки. Благодаря ограниченному пространству треугольники не падают, а ровно стоят рядами.
2. Вся одежда складывается определенным образом, чтобы в итоге получился маленький прямоугольничек. Эти прямоугольники и будут выкладываться рядами. Если вы понятия не имеете, как сложить идеальный прямоугольник, чтобы одежда не помялась, не беда. Мэри Кондо предложила схему складывания одежды для каждого вида. Вы также легко можете найти онлайн видео мастер-классы, где показано, как поэтапно сложить любой вид одежды. Складывая, вы можете варьировать ширину, чтобы она идеально подошла к вашим ящикам. Прямоугольники стоят бок о бок, поддерживая друг друга. Благодаря вертикальному расположению у вас есть полный обзор каждого вида одежды.
Схема складывания свитера:
3. Кондо также советует для хранения вещей в ящиках «метод суши».
Скручиваем вот так:
Обычно, заглядывая в ящик, нам нужно приподнимать одни вещи, чтобы найти другие. В итоге каждый такой поиск превращает аккуратно сложенную стопку в кавардак. Мари предлагает все вещи, например, майки аккуратно сложить, а потом свернуть как суши. Трубочки рекомендуется установить в ящике или коробке вертикально. Благодаря такому подходу вы легко сможете вынуть вещь, не потревожив остальные. Видео складывания вещей можно посмотреть в интернете на youtube.
Если вы хотите повесить некоторые вещи на вешалки, то с левой стороны Кондо советует повесить темные теплые вещи. А остальные вещи разместить по категориям. Это значительно облегчит их поиск.
Мари не приемлет многочисленные коробки, органайзеры. По ее мнению, чем больше таких вещей приобретает человек, тем больше он себя успокаивает тем, что уж теперь у него все будет в полном порядке. Однако это лишь иллюзия. Мари уверяет, что все необходимое уже есть у нас дома - можно взять те коробки, которые уже есть.
Также Мари предлагает поступить с книгами. Сначала их надо расстортировать.
Шаг 1 - Освобождение полок и шкафов
Чтобы справиться с этой непростой задачей, Мари предлагает для начала выложить все книги на пол или небольшой стол, потому что работать придется с каждой из них индивидуально. Даже если вы храните книги на антресолях, высоких стеллажах, вы все равно должны достать все книги и разложить перед собой.
Шаг 2 - Сортировка
Для простоты - чтобы задача не казалась вам чересчур масштабной - Кондо предлагает рассортировать книги на четыре категории:
- художественная литература;
- литература практической направленности (например, кулинарные книги, книги советов; пособие по шитью);
- визуальные книги (альбомы);
- журналы.
Шаг 3 - Проверка на эмоции
Наконец, вам нужно проверить все книги на «эффект радости». Берите каждую в руки и прислушивайтесь к своему сердцу. Если книга вызывает раздражение, усталость, желание отложить ее, смело продавайте, дарите, отдавайте в библиотеку или другу. А вот с любимыми книгами не расставайтесь. С книгами по работе Кондо рекомендует поступать так. Либо отнесите их на работу - там им место, чтобы они вам помогали. Либо, если работаете дома, поставьте в кабинет и используйте там. Но если не используете, то лучше избавьтесь.
Также она предлагает поступать с открытками: оставить только те, которые приносят радость, остальные - выкинуть. Потому что они принесли радость и вам, и тому человеку, который вам ее написал, в момент дарения, и свою функцию открытка уже выполнила.
Вообщем, чистота и порядок, возведенные в абсолют :-)
Всем рекомендую почитать.
А вы читали что-нибудь похожее? Практикуете ли такое?