28 января состоялась встреча В.В. Путина с руководителем ФСФР В.Д. Миловидовым. Кое-какие моменты из стенограммы привлекают внимание.
Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Владимир Дмитриевич, мировая, и российская в том числе, экономики пережили, да еще продолжают переживать непростые времена. Вместе с тем мы увидели, что наша отечественная экономика, финансовая сфера показали свою и жизнеспособность, и, что немаловажно, способность к быстрому восстановлению. По имеющимся данным, в том числе из вашего ведомства, с конца декабря 2008 по 31 декабря 2009 года рост российского рынка был самым впечатляющим, самым большим в мире. По РТС это 131%, по ММВБ 122%.
Это, не в последнюю очередь, результат положительных тенденций в мировой экономике и в российской, но и, конечно, результат осмысленных действий Правительства, Центрального банка и непосредственно вашего ведомства. За что я хочу Вас поблагодарить.
Было направлено в Думу 8 законопроектов, важнейших для этой сферы деятельности. Три из них принято и уже вступили в законную силу. Первый из них - это «Закон о регулировании производных финансовых документов» - фьючерсы и т.д., что позволяет участникам рынка оперативно действовать - не только приспособиться, но и уже быстрее выходить из финансовых затруднений.
Второй закон - о снятии ограничений на выпуск ценных бумаг. Это, на мой взгляд, одно из важнейших решений, поскольку в условиях кризиса и в условиях накопленной задолженности предприятия не имели раньше возможности привлечения дополнительного капитала. И такие ограничения были сняты. А значит - появились эти дополнительные возможности не только для спасения конкретных предприятий и производств, но и для того, чтобы создать им условия для посткризисного развития.
Ну и, наконец, - введение уголовной ответственности за финансовые нарушения. Санкции большие - до 7 лет лишения свободы. И мы знаем, что не все участники рынка отнеслись к этому однозначно, но порядок здесь нужно наводить. И я прошу Вас совместно с Центральным банком продолжить работу по пресечению незаконных практик.
Ну, это все - в позитиве. Вопрос к Вам, Владимир Дмитриевич -какие проблемы Вы видите сегодня, как предполагаете решать и что считаете для себя наиболее приоритетным?
В.Д.Миловидов: Во-первых, хочу поблагодарить за оценку работы Службы. Но я считаю, что это была совместная работа с другими ведомствами Правительства. Сейчас у нас в пакете еще целый ряд законов, которые планируются к внесению в Государственную Думу. И, конечно, должна быть завершена работа над теми законами, которые были внесены в 2009 году и сейчас уже приняты в первом чтении. Для нас это приоритет номер 1, потому что самое главное - доводить начатое дело до конца и не бросать его на полпути.
Из числа приоритетных законов и проблемных тем, которые сегодня волнуют, наверное, самым важным является закон о противодействии манипулированию рынком и использованию инсайдерской информации. Он вызвал очень живую реакцию рынка, участников рынка. Это инновационный закон. У нас такого регулирования никогда не было и в этом плане мы отличаемся от других развитых стран, в которых такие законы существуют уже не одно десятилетие.
Сейчас, буквально в эти дни, идет подготовка ко второму чтению этого закона - он был принят в первом чтении Государственной Думой. С этим законом я связываю основной приоритет на 2010 год. Более того, отсутствие этого закона в России мешает нам с гораздо большим основанием заявить о себе на международных финансовых рынках, поскольку затрудняет диалог с международными коллегами, международными регуляторами.
В последнее время мы очень активно работаем с ними. В 2009 году ФСФР совместно с Минфином, Центральным банком активно участвовала в Международном совете по финансовой стабильности, который вырабатывает эти стандарты. За последний год мы подписали около 8 меморандумов о сотрудничестве с другими международными регуляторами, планируем эту работу продолжать. Этот закон очень важен для расширения позиционирования России именно в кругу международных регуляторов финансового рынка.
Другая очень важная и приоритетная для нас тема - это инфраструктура российского финансового рынка. Сейчас в Государственной Думе находятся три закона: «О клиринге», «О биржах и организованных торгах», «О центральном депозитарии». Эти законы должны быть вместе доработаны ко второму чтению. Я надеюсь, что, будучи приняты пакетом, они обеспечат ту эффективную биржевую инфраструктуру, которая позволит и создаст фундамент для того, чтобы мы были в праве говорить о мировом финансовом центре в России.
Еще одна тема, которую я также хотел бы выделить - это надежность и прозрачность работы наших финансовых институтов.
В 2009 году мы изменили и ужесточили требования к финансовым институтам, повысили требования к их собственному капиталу. Эти требования вступают в силу в 2010 году. Сегодня работа становится более прозрачной, но, тем не менее, мы видим, что зачастую внимание к финансовому рынку со стороны участников, со стороны населения, так или иначе, провоцирует рост недобросовестных действий на финансовом рынке. Появляются операции, которые можно называть, так скажем, подозрительными, в том числе связанные с выводом денег и капитала и отмыванием денежных средств.
Мы совместно с Центральным банком принимаем соответствующие меры, чтобы прекратить подобную практику. Только за последнее время у 30 таких подозрительных компаний отозваны лицензии. В 2010 году мы должны сосредоточиться на том, чтобы количество финансово-ненадежных, сомнительных фирм на финансовом рынке стало меньше. Для этого, собственно, повышаем требования к собственному капиталу этих организаций.
Это те направления, которые, как мне кажется, являются наиболее приоритетными, переходящими с 2009 года.
Также самостоятельным и генеральным, наверное, для нас направлением является то, чтобы постепенно формировать устойчивую внутреннюю инвестиционную базу, потому что как раз падение в ходе кризиса показало, что если бы в России была собственная инвестиционная база, падение было бы гораздо меньшим и менее болезненным для финансового рынка. Над этим мы сейчас работаем, готовим предложения по надзору за финансовыми институтами, созданию схем гарантирования и компенсации на финансовом рынке. Это работа на 2010 год, и мы надеемся ее продолжить.
В.В.Путин: Хорошо.
(Жирный шрифт - мой). Источник:
сайт Председателя Правительства РФ Люди часто путают причины со следствием, видят связь там, где ее на самом деле нет. Помните, у Стивена Левитта со Стивеном Дабнером во "Фрикономике" описана ситуация с преступностью в США в 90-ых годах прошлого века. До начала 90-ых преступность среди молодежи росла угрожающими темпами, аналитики прогнозировали, что еще несколько лет, и Америка захлебнется в насилии. Но этого не произошло. Вдруг преступность начала резко и неуклонно снижаться. СМИ, политики, эксперты, а следом и все приписывали успех в борьбе с преступностью улучшившейся экономической ситуации, законам по контролю за оружием, различным мерам полицейского характера. Но никто не обратил (кроме автора!) внимание на ряд событий, произошедших примерно 20 лет назад и связанных с жительницей Далласа по имени Норма Мак-Корви, которой удалось в Верховном суде США добиться легализации абортов...
Точно также сегодняшние усилия правительства, ФСФР, ЦБ РФ и других структур и институтов мало что значили для того роста биржевых индексов, которые были зафиксированы на конец 2009 года. Премьер отметил, что "рост российского рынка был самым впечатляющим", но при этом умолчал о том, что и падение прежде было самым значительным. Поэтому подобные "американские горки" для нашего фондового рынка оказались не исключением из правил, но закономерностью. Вполне ожидаемой и предсказуемой. В частности, отсутствие закона об инсайдерской информации (и это, как мы видим, признает сам руководитель финансовой службы) во многом способствовало такому поведению рынка. Неудивительно, что проект закона вызвал "очень живую реакцию рынка, участников рынка". Расставаться с таким порядком не захочет ни один спекулянт, ни один инсайдер.
О влиянии инсайдерской торговли на волатильность рынка смотри материал
здесь. Поэтому и ФСФР, и ЦБ, и правительству предстоит еще пройти очень большой путь, очень многое сделать, чтобы в следующий раз в подобной ситуации иметь моральное право на те заслуги, которые они авансом выдают себе сегодня.