Про "майоров" и людей

Apr 26, 2016 09:39

В 2012-2013 годах я посмотрела 3 фильма, после которых всерьёз задумалась насчёт того, что, возможно, кино - это искусство не для меня, и лучше, пожалуй, продолжить читать книги, потому как слово мне понятнее и ближе. Что ж там я такого увидела, спросите вы? А я отвечу - это были 3 кинокартины русских режиссёров: «Сказка про темноту» Николая Хомерики, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой и «Бубен-барабан» Алексея Мизгирёва.

Если охарактеризовать отсмотренное кратко, то это отечественный арт-хаус, бессмысленный и беспощадный, оставляющий послевкусие масляного чебурека или расползшегося беляша, съеденного в придорожной забегаловке с липкими пластиковыми столами и шансончиком на repeat’e. Ну, не послевкусие, конечно, а отрыжку. О чём фильмы? О нашей с вами жизни конечно же, кто ещё не догадался. В «Сказке про темноту» героиня, работающая в детской комнате милиции, ищет любовь на фоне убогости заляпанных подъездов и непрерывных матюгов своих коллег (сюжет весь - без шуток); в «Портрете в сумерках» замужнюю дамочку насилует мент, а она, как это у нас в России принято, в него влюбляется. Ну а в «Бубне-барабане» от вороватой библиотекарши уходит морячок к "лучшей подруге", и, как вы понимаете, добром дело не кончится. Будет вам кровушка на фоне коммунальных коридоров и ковров. И, естественно, под аккомпанемент отборной брани. В общем, после просмотра этих «шедевров», которые я имела неосторожность (!) купить на dvd, я первым делом отойдя от шока отнесла их на первый этаж родительского дома - там иногда люди делятся друг с другом ненужными вещами. (Туда же, например, я книги Милана Кундеры спустила - разобрали меньше, чем за час). Сейчас я задумываюсь, что всё-таки фильмы эти надо было отправить по адресу - в мусорный контейнер, а то вдруг я кому-то ими негуманно настроение испортила. Впрочем, и у этого, с позволения сказать, сорта кино есть немало восторженных поклонников, так что, может, я царский подарочек преподнесла любителям картин о настоящей русской жизни. Как знать.

Сразу оговорюсь, я не разделяю модной тенденции говорить о том, что русский кинематограф дрянной, просто потому что он русский. И дело даже не во вторичности, не в том, что наши пытаются переснять какие-то там сериалы и заимствуют идеи. Я сразу вспоминаю, нашего преподавателя по античной литературе, который категорично заявлял, что- де «…после Аристотеля никто не написал ничего нового». Ну, радикально, конечно, но по сути верно; темы в искусстве и правда одинаковы: жизнь и смерть, любовь и ненависть, война и мир. Другое дело - как об этом говорить. Какие-нибудь Гай Германика или Василий Сигарёв тоже о любви и смерти кино снимают, но с такой любовью ведь и ненависти не надо.

На мой взгляд, проблема заключается в том, что у нас совершенно разучились снимать кино про людей. Про уродов - да, этого хоть отбавляй. Про продажных ментов, затасканных тёток, малолетних гопников, насильников, алкашей и наркоманов. Это первый пласт. Появилась отдельная когорта режиссёров, которые в каждом фильме выливают на зрителя припасённые с детства фобии, сексуальные перверсии, комплексы и прочие плоды своего больного арт-хаусного сознания. Второй пласт - лощёное гламурьё, отфотошопленные лица, модные московские клубы, офисные пирамиды и всё с ними связанное. И третьего не дано. Либо про «успешных жителей столицы», либо мутная «правда-матка» про российскую глубинку и населяющих её аборигенов. Хотя нет, есть ещё сомнительная фантастика типа какой-нибудь «Мафии: игры на выживание», в которой даже хорошие артисты типа Вениамина Смехова и Юрия Чурсина даже не пытаются сыграть качественно и хотя бы чуть-чуть эту нелепую картину вытянуть.

Если вернуться к теме бесконечной мрачности нашей российской жизни, вот есть такой воспеваемый всеми, в том числе адекватными людьми, режиссёр по имени Юрий Быков, который так любит самого себя снимать в своих фильмах. Я хоть раз решила побыть в тренде посмотрела сериал «Метод», и ему, пожалуй, можно поставить хотя бы 6-7 баллов за остросюжетность - при всей остальной несуразности происходящего. (Не знаю, может, всё дело в моей симпатии к Хабенскому). Затем я решила ознакомиться с нашумевшим фильмом «Майор», но вот тут была, мягко говоря, озадачена. Откуда, откуда столько восторга? Ну, очередной проходной фильм про бессовестного мента, который попытался типа против системы пойти, но не тут-то было. Это всё настолько нелепо, карикатурно, вычурно и претенциозно, что не только не трогает, но и не вызывает ничего, кроме усталого и брезгливого отвращения.

Кувшинные рыла ментов, которые бьют и запугивают свидетелей, раздолбанные заснеженные дороги, убожество пятиэтажек, потрескавшиеся цветные санки, ненакрашенные тётки в шапках-ушанках, дымок завода, матюги, прикормленные бандюки, генерал, которому подносят борщик в супнице, и который говорит, что самое главное, чтоб все задницы были прикрыты. Пока я этот «шедевр» смотрела, в моей голове постоянно играла песенка: «Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его». О чём хотел рассказать нам режиссёр? О ментовском беспределе? О том, что рука руку моет? Неужели никто "Бандитский Петербург" в детстве-молодости не смотрел? Или, может, пока я тёрла морковку для супа и резала лук, я проглядела какие-то важные экзистенциальные повороты? Я, честно говоря, теряюсь. И главное - зачем это всё? Мутные вонючие, кишащие опарышами помои матушки-России, вылитые вам на голову, способны привести к катарсису?

Наверное, Юрий Быков хочет снимать, как Балабанов, которого он, если я правильно услышала, считает своим учителем. Но надо ж как-то застарелый тренд адаптировать, и хотя б какой-то новый оттенок привносить в эти сто пятьдесят оттенков серого (к Балабанову я, кстати, хорошо отношусь, но это уже пройденный этап, как ни крути).

И мне на самом деле жаль, что отечественное кино меня совершенно не трогает, а чаще всего даже раздражает. При этом у нас есть отличные сериалы типа «Ликвидации» или «Жизни и приключений Мишки Япончика», а вот что с полным метром творится и почему правят балом все эти Быковы-Мизгирёвы и компания - я искренне не понимаю. Или все у нас в розовых очках живут и жуют сахарную вату? И только Юрий Быков эти очки со зрителя снимает?

Ну а теперь о хорошем. К счастью, всё-таки я не глуха к этому виду искусства и есть у меня своё кино (о котором я уже рассказывала в предыдущих постах). А его важно найти - так же, как и своё место, свой город, своих людей, своих авторов и своё дело. Муж надо мной смеётся: «Что ты смотришь сегодня - Сербию или Иран?».

И действительно, так получилось, что именно кинематограф этих очень разных стран вызывает в моей душе самый сильный отклик. Когда я смотрю югославские (так будет удобнее и корректнее сказать) фильмы, у меня не возникает вопроса, что хотел режиссёр показать - я нахожусь на этой волне, притом, что сами темы могут быть от меня бесконечно далёкими, а я всё равно чувствую, что это кино про меня, и это мои герои, которым я сочувствую и которых я понимаю. Я не знаю, как это сделал Срджан Драгоевич, но его «Красивые деревни» во мне до сих пор красиво горят, и я мысленно к этому фильму возвращаюсь, причём очень часто. Когда я смотрела его же «Раны», я шумела, хохотала, почти плакала и закрывала глаза руками, потому что увиденное - жутко, омерзительно, смешно и трагично. (Так что это обычное для меня состояние во время просмотра югославского кино). Вроде бы чернуха, но абсолютно с другим зарядом, который господину Быкову и не снился.

Не так давно я смотрела великолепных «Свидетелей» Винко Брешана - и я была настолько обескуражена, что потом сидела и полвечера перематывала отдельные моменты (немая сцена, когда хорватский солдат вбегает в комнату, где стоит православный священник в окружении детей, обжигает, как лёд, а ведь там ничего - просто взгляд). Притом, что сначала я думала, что мне попался банальный арт-хаус, но это самая настоящая драма о том, как оставаться человеком и можно ли вообще это сделать, будучи по разные стороны баррикад (ответ, который дал режиссёр, меня успокоил).



Когда я смотрела «Аргентинское танго» Горана Паскалевича, я неизменно любовалась происходящим. Пейзажи, лица, краски, приключения, типажи: все эти очаровательные, элегантные и одинокие старики и старушки, добрый и отзывчивый Никола, который хоть и маленький, но при этом самый старший в своей семье, его непутёвый бабник-папа в исполнении Мики Манойловича, вечно уставшая мама, больная сестрёнка и замечательный мистер Дориан - глухой спаниель умершей госпожи Бакич. Последние полчаса я, естественно, проплакала, и хотя я знаю, что конец грустен, я хочу видеть его именно таким, как Никола во сне, то есть счастливым.

И вот парадокс - совершенно не нужно чего-то особенного: есть просто история про обычных людей, и она трогает до глубины души. Дружба, любовь, мечты, вкус к жизни - всё.

-Что у вас на завтрак?
- Пол-литра красного вина.
- Хотите сосиску?
-Когда-то я ел на завтрак стейк, 8 яиц, салат с паприкой и пол-литра красного вина.
- Всему своё время.
(с)






Что касается иранского кино, то оно всегда притчевое, визуально яркое и очень человечное. И в нём всегда доступным языком говорится о самых простых вещах, наполненных поэзией от первого до последнего кадра. То, как снимает, например, Маджид Маджиди - это всегда и красиво, и содержательно. Никакой сахарной утрированности: все герои этого режиссёра живут в тяжёлых условиях (слепой мальчик, трудоголик-отец, зарабатывающий дочке на слуховой аппарат, афганский беженец-гастарбайтер), и при этом Маджиди показывает, что помощь может быть бескорыстной. Что красота и уют есть даже на уродливой серой стройке. Что слепой мальчишка может оказаться гораздо храбрее своего зрячего отца. Что мечта спасает, и в грязном колодце станет в конце концов чисто и будут плавать золотые рыбки. И что у Бога добавки не просят - и поэтому нужно просто ценить то, что тебе даётся.




Я очень рада, что у меня есть это кино. Настоящее. Про людей.
А какое кино вы любите? Всё-таки солянку (назовём это так) из разных стран или какой-то одной отдаёте предпочтение?
Да, и как у вас с Юрием Быковым отношения складываются и с современным русским кино?

кино, то-что-я-не-люблю, то-что-мне-интересно, фильмы

Previous post Next post
Up