Мы живём в такое время, когда топовыми профессиями будущего считаются разработчики программного обеспечения и дизайнеры.
Про программистов как будто всё понятно. Медленно, но верно, даже люди, рождённые при Сталине, слышали о том, что без программистов сейчас никуда - от банка и больницы до телефона в кармане. Уже никто не помнит, что на заре 80-90х программистов за людей не считали.
А вот дизайнеров так дальше и обижают: считают людьми, которые нажимают на кнопки в каких-то странных программах, и явно же, что какая-то самая волшебная из них делает красиво, а сам дизайнер - ужас-караул, что за личность.
Photo by julio andres rosario ortiz on Unsplash
Удивительное в этом то, что так думают порою и программисты, которые, казалось бы, должны понимать, что таких волшебных кнопок не существует, потому что они их ещё не запрограммировали.
Программная надменность
Самыми надменными людьми на предприятиях сейчас являются ни шефы или их секретарши, или хотя бы снабженцы и продавцы как в былые времена, а программисты. Они уверены, что без них мир рухнет. В чём-то они правы, разумеется. Только вот попробовали бы они создать маломальски нормальное приложение без дизайнера. Чтобы это была красивая и удобная вещь, а не «таблицы и кнопки сползли, так было задумано».
Как-то один из знакомых программистов сказал мне прямо в лицо, что у них на фирме нет дизайнеров. Потому что дизайнеры - самая бесполезная профессия на свете. Цитата:«В интернете полно иконок и темплейтов». Я слушала с отвисшей челюстью и мысленно искала в кармане кнопку Esc: она могла бы мне сделать красиво в этот момент.
Photo by Ali Kazal on Unsplash
Конечно же в интернете всё есть. Это горшочек чудодейственный. И всякие темплейты и картинГе там видимо благодаря дворникам оказываются.
Яйцо или курица?
Это одна из моих самых «любимых» дискуссий с программистами - что должно появиться раньше: дизайн приложения или его (запрограммированная) структура.
По убеждению некоторых программистов, дизайнеры должны продумать всё: от структуры ПО до деталей с удобностью использования - юзабилити. Мы, дизайнеры, должны разбираться в тонкостях профессии заказчиков, чтобы нарисовать красиво, при этом учитывать технические возможности программистов, чтобы это «красиво» можно было реализовать. И только потом, когда всё готово и продумано, программисты соизволят приступить к работе.
Photo by Melani Sosa on Unsplash
По незнанию многие даже не подозревают, что дизайнер не может приступить к работе, пока у него нет чёткого технического задания и полной структуры приложения - что куда нажимается и откуда загружается. Поэтому так полезно работать рука об руку с дизайнером и создавать вместе wireframes, screen designs и prototypes прежде чем приступать к дорогостоящей программной реализации продукта.
Photo by Ana Abad on Unsplash
Больше всего поражает, когда мне как дизайнеру приходится объяснять разработчикам что за зверь MVP - minimum viable product. Нет, ну вы серьёзно? Этим ведь ещё при планировании бюджета на проект надо озадачиваться.
Но, вернёмся к нашим баранам. Если нет конструкции, которую нужно «причесать и накрасить», то вся остальная работа - это как тыкать пальцем в небо. Поэтому как минимум в профессии дизайнеров приложений существует разделение на UI и UX: user interface и user user experience. Мне приходится часто выступать в обеих ролях, но только потому, что я уже наизусть знаю компоненты, с которыми мы работаем и могу по ходу пьесы уже предложить специалистам конкретные интерфейсные решения.
Photo by Markus Winkler on Unsplash
Но и здесь бывали крайности. Самое абсурдное, что мне приходилось слышать на моё замечание «У вас тут предупредительного диалога с пользователем нет, что когда она покидает tab, стираются все данные»: «Один раз не запишется - будет знать, придурок!» Без комментариев, как говорится. Громкость у голоса разума выключена.
Никакой объективности
Дизайнеры - вот кто волшебная кнопка «Сделай красиво». Но именно «сделай красиво и с толком», а не «научи бобра готовить и отваливай» или «придумай всё за нас, а мы посмеёмся». Понятно, что мы работаем рука об руку с программистами и самими специалистами в конкретно взятой области, но продумывать и создавать структуру приложения - это уже совсем другая задача. Например, архитектора ПО.
Если же я как дизайнер берусь, например, за дизайн веб-приложения, то должна понимать, на основе каких технологий будет реализован проект. Например,
Bootstrap,
Vue.js,
React или комбинация из перечисленных. Но нужны мне эти знания в основном для того, чтобы иметь представление о том, какие стандартные компоненты существуют, можно ли изменять их внешний вид и каким образом они работают при разном разрешении экрана (речь о responsive - группирутся ли по-другому и меняют ли размер при разных размерах экрана). Тогда я отталкиваюсь от внешнего вида компонентов из стандартной библиотеки и использую как базу для решения конкретной задачи. Причём по схеме, которую обсуждаю со специалистом, а не придумываю сама, разбиваясь в лепёшку.
В любом случае, ребята, давайте уже жить дружно и быть вместе волшебной кнопкой, которая делает удобно, красиво, а главное полезно и эффективно.
Photo by Chema Photo on Unsplash