Иллюстратору на заметку: Логика и персонажи

Sep 30, 2021 07:37


Сейчас уже мало кого удивляют ситуации, когда иллюстраторы детских книг сами становятся авторами забавных и вполне успешных историй. Однако мало кто из сторонних наблюдателей задумывается над тем, какую огромную работу проделывает книжный иллюстратор и по совместительству автор книг с вымышленными персонажами. Ведь для книги нужно, как правило, придумать целый мир, работающий по собственным, доселе невиданным правилам.



Кадр из мультипликационного фильма "Маленький принц" по мотивам одноимённой книги Антуана де Сент-Экзюпери.



С людьми-персонажами часто всё понятно и просто, потому что автор может использовать привычную логику отношений. Но как поступать, когда главный герой -  котик или собачка? Тогда сложно ответить даже на такой простой вопрос, какого размера будут герои. Будут ли это говорящие существа в мире людей или полностью новый мир? Если в этом мире всё же будут люди, то насколько антропоморфными будут  герои-животные? Каковы будут пропорции, время, место, развитие технологий? Какой будет логика изображений и повествований?

Порою можно оставить всё так, как есть и показывать обычный мир глазами милого, даже глупого животного, как в случае с персонажем известной и всеми любимой Юдит Керр в сказках о приключениях кошки по имени Мог, которая обожала вареные яйца.








image Click to view



А можно сделать, как у Фёдора Хитрука в «Каникулах льва Бонифация»: «Однажды артист цирка, маленький лев Бонифаций, с удивлением узнал, что у всех детей бывают… каникулы! И - о чудо! Его тоже отпустили из цирка на каникулы. Решено - он едет к бабушке в Африку. А там столько интересного! Столько новых знакомств и прекрасных приключений!» Бонифаций - просто часть общества, такая же, как остальные люди-звери.

Типы историй
В принципе большинство историй для детей можно условно разделить на 5 категорий:

{1} книги, в которых существуют миры, параллельные человеческим, иногда c возможностью перехода между ними (например, «Алиса в стране чудес»);

{2} книги о человеческом мире со сказочными существами (например, «Петтсон и Финдус», «Щелкунчик», «Золушка», «Пиноккио»);

{3} фентезийные книги с альтернативными сценариями развития человечества и населяющими его существами (например, «Властелин колец»);

{4} книги, в которых существуют разумный мир полностью без людей, а логика человеческих взаимоотношений переносится на жизнь животных персонажей (например, «Ветер в ивах»);

{5} книги, в которых разумный, точнее говорящий мир  -  это только люди (например, «Филипок»).



Иллюстрация Геннадия Спирина к рассказу Толстого "Филипок"

Думаю, что с {3} и {5} сценариями всё понятно -  можно не рассматривать их детально. Что до остальных, тут возникает целый ряд изобразительных проблем, связанных с пропорциональными соотношениями героев, детализацией и правдоподобием миров. Например, будет ли герой-слон иметь такой же размер, как герой-волк?



Иллюстрация Гюстава Доре к басням Лафонтена



Иллюстрация Йонаса Лауштрёйер к басням "Лис Райнеке"





Иллюстрация Йонаса Лауштрёйер к басням "Лис Райнеке"



Reynard The Fox, 1846 after Wilhelm von Kaulbach

Насколько изображаемые персонажи будут близки к реальности или наоборот, насколько сказочными?
В каком времени будут разворачиваться события?
В какой реальности или измерении?

Мотаем на ус: Смотрим, как подобные проблемы решили иллюстраторы в уже существующих книгах, и насколько разрыв шаблонов помогает художнику или осложняет ему жизнь.

Человеческий мир со сказочными персонажами
Начну с примера, когда в книге речь о человеческом мире, отношения героев в котором выстраиваются по логике, придуманной автором: серия историй Свена Нурдквиста о Петтсоне и Финдусе.



Фрагмент иллюстрации автора - Нурдквиста - к первой книге из серии о Финдусе и Петсоне "Как Финдус попал к Петсону"

В самом начале Финдус -  просто домашний кот, который оказывается особенным: начинает говорить, просит штаны, шапку и лыжи, ходит на двух лапах, учится читать и писать, да и вообще воспринимается скорее как маленький мальчик, чем домашнее животное. В мире Петсона и Финдуса есть другие люди и другие домашние питомцы: говорящие куры и Муклы - некие существа-домовушки, второстепенные персонажи, дополняющие картину мира.



Фрагмент иллюстрации из книги "Фейерверк для лиса"

Только вот из животного мира Финдус может разговаривать только с курицами. Собака Густавссона  -  просто глупая, лающая собака, как и быки, коровы, поросята и прочие. Правило Нурдквиста: Финдус общается только с домашними.

Мотаем на ус: Какое правило будет в вашем мире? Как персонажи будут общаться друг с другом и по каким законам жить?

Мир без людей
Один из упрощённых видов историй, когда не нужно соображать, как себя ведут животные среди людей. Животные в таких историях - новые люди. Как, например, в истории Кеннета Грэма (1859-1932) «Ветер в Ивах». Барсук, жаба, крот и выдра - все практически одного роста. Они прототипы людей и связанных с ними качеств: старший друг, мечтатель,  авантюрист, приземлённая практичная личность. И хотя в книге нет точных описаний размеров героев, практически все иллюстраторы этой сказки изображают животных антропоморфными.



Например, в этой иллюстрации Эрика Кинкейда к "Ветер в ивах" крот только чуть-чуть меньше барсука. Иллюстрации полностью подчиняются концепту книги, а не натуральным пропорциям в живой природе.

Такого же плана - связать характеристики людей и животных - придерживались и создатели мультипликационного сериала «Beastars», в котором персонажи изображены по сути дела как люди с головами животных. Сюжет как у Йоханнеса выше в иллюстрациях «Лис Райнеке».





Мотаем на ус: Если вы продумываете свою историю, которую соберётесь иллюстрировать, то подобные визуальные упрощения во многом облегчат вам жизнь.

Мир с людьми и другими говорящими существами
Куда труднее пришлось создателям мультипликационного фильма «Bee movie», в котором создатели были вынуждены придерживаться пропорций в мире, где люди умеют разговаривать с пчёлами, комарами и прочими существами со своими микро эко-системами.

Понятно, что если в живой природе мы встретим пчелу, размером больше нашего глаза - это обморок. Но создателям нужно было решить очень сложную задачу и просто принять несоответствие пропорций.



Понятно, что если в живой природе мы встретим пчелу, размером больше нашего глаза - это обморок. Но создателям нужно было решить очень сложную задачу и просто принять несоответствие пропорций.

Подобную проблему ещё в позапрошлом веке довольно удачно решила Сельма Лагерлёф в книге «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Нильса просто уменьшили и даровали ему способность говорить с животными.






А вот в серии историй Ханса де Бера о белом медвежонке Ларсе и его друзьях - люди всего лишь статисты. Мир людей и животных существует параллельно друг от друга и пересечение происходит только в тех случаях, когда Ларс забредает на станцию полярников или нечаянно улетает на воздушном шаре.



Иллюстрация к сказке "Ларс и пугливый зайчик"



Естественно, о детских книгах и персонажах можно говорить бесконечно. Какие персонажи поселятся на страницах ваших книг? С кем они смогут общаться из фантастических существ? Какие задачи решать? Выбор за вами!



Иллюстрация Сони Дановски к книге Smon Smom



Иллюстрация Сони Дановски к книге Smon Smom

истории, мои статьи, иллюстрации, иллюстраторы и их работы

Previous post Next post
Up