Вермеер - один из моих любимейших художников. Видимо поэтому он так часто мелькает у меня и в блоге, и в книгах. Одна из последних статей здесь в моём блоге: «
Был ли Ян Вермеер художником?»
Как я уже писала в статье по ссылке, сам себя он художником не считал. Однако работы этого человека не перестают поражать своей загадочностью и значимостью для художников всех последующих поколений.
В своё время Вермеер был забыт на целых 200 лет. Согласитесь - это внушительная цифра. Своим воскрешением Вермеер обязан французскому искусствоведу и художественному критику Теофилу Торе (фр. Etienne-Joseph-Théophile Thoré, 1807-1869), известному так же под именем Уильям Бюргер (William Bürger). Этот человек посвятил большую часть своей жизни тому, чтобы собрать забытые произведения Вермеера, описать и каталогизировать.
Второе воскрешение мы переживаем прямо сейчас. Да-да. Впервые за много лет в рамках выставки «Ян Вермеер. О замирании» можно увидеть свеже отреставрированную работу Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Реставратор полностью удалил слой краски, сделанный чужими руками около 18 века, и теперь картину, которая хранилась в дрезденской Галерее старых мастеров можно увидеть такой, какой она когда-то покинула мастерскую мастера. {1}
Полюбуйтесь только: вот так картина выглядела до реставрации последние 2 столетия.
Около двух лет назад реставраторы сделали сенсационное открытие: оказалось, что на стене за девушкой располагалось изображение обнаженного Амура (Купидона).
Я уже рассказывала о том, что каждая картина Вермеера - как ребус. В них нет ничего случайного. Каждый объект символизирует что-то:
от ковра на столе до чаши с фруктами. Вермеер многократно использовал фигуру Купидона как «картину в картине». Исследования и современные лабораторные тесты неопровержимо подтвердили, что Амур, написанный в коричневых и охристых тонах, был стерт чужой рукой спустя десятилетия - а вместе с ним и любовный подтекст всего произведения.
Яблоки и персики на столе - символы грехопадения и предвестники несчатья в голландской живописи эпохи барокко (Золотой век в Голландии). Они допускают предположение, что содержание письма собьет с пути женщину из хорошего общества и заведёт на ложный путь измены, если она уже не идёт по нему. {2} Купидон был явным намёком на тайную любовную связь. Преемник Вермеера закрасил якобы слишком очевидный символ любовной связи, создав тем самым более напряженную атмосферу.
Открытое окно, в котором эффектно отражается читательница письма, пропускает свет в довольно темную комнату. Но это также символ внешнего мира: «пролить свет на что-то». Отодвигаемый занавес - часто встречающийся реквизит в жанровых картинах Яна Вермеера. Каждая картина, словно инсценировка в театре и имеет характер пьесы. Вермеер рассказывал истории, а не изображал натуру или жанровые сценки повседневной жизни.
В сентябре этого года состоялась мировая премьера всемирно известного произведения искусства дельфтского художника в
Галерее старых мастеров.
Картина, написанная между 1657 и 1659 годами, находится в очень хорошем состоянии с точки зрения сохранности, но поверхность со временем сильно потемнела из-за нескольких слоёв лака и ретуши. Реставрация, связанная с последующими исследованиями, стала возможной благодаря шестизначной сумме от
Фонда Хата в Токио, который занимается проблемами живописи, в том числе и старых мастеров, во всем мире. {4}
Bundeskanzlerin Angela Merkel ist zur Eröffnung der Vermeer-Ausstellung nach Dresden gekommen. Die Schau zeigt auch das berühmte Gemälde "Brieflesendes Mädchen am offenen Fenster". © Reuters/Pool
По словам директора музея Стефана Коя, на выставке «Johannes Vermeer. Vom Innehalten», помимо работ самого мастера, собраны 58 картин самых признанных голландских художников изобразительного и жанрового искусства. Десять работ включают почти треть всего творчества Вермеера, одного из самых значительных голландских художников XVII века, наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом. Всего около 35 картин. Два произведения находятся в Дрезденской галерее: «У сводницы» (1656) и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (ок. 1657-1659). Не упустите.
Выставка продлится всего до 2 января 2022 года! {3} Билеты уже сейчас, если ехать не одному, а всей семьёй (ведь событие века!) можно раздобыть только на конец ноября - начало декабря.
____________________
Источники
{1}
Mit nacktem Amor...
{2}
Art in words{3}
Johannes Vermeer. Vom Innehalten{4}
Restaurierung von Dresdner Vermeer...