В 2017 году, когда в Венеции проходила 57я Биеннале искусства, открылась и выставка известного британского художника - Дэмьена Хёрста (англ. Damien Hirst; *1965). Удивительным в данном случае были две вещи. До 2017 года художник пропал со сцены и не появлялся около 10 лет. Как он рассказывал позже в различных интервью - именно из-за того, что работал над своими новыми произведениями. И действительно, выставка Хёрста была настолько гигантской и по количеству представленных экспонатов и по размаху, что была размещена сразу в двух весьма известных выставочных местах: Palazzo Grassi и Punta della Dogana.
Выставка называлась «
Treasures from the Wreck of the Unbelievable» «Сокровища с затонувшего корабля «Невероятный» и была, на мой взгляд, провокацией и сатирой «невероятного» в искусстве во всех отношениях.
В чём была провокация? Хёрст задался вопросом, насколько можно верить сведениям и экспонатам, образующим современный культурный фонд.
Поэтому он решил поиграть в историю и сделал вид, что все его экспонаты были некогда кладом с затонувшего и чудесным образом найденного корабля. На выставке даже была представлена мини-модель «Невероятного», наполненная доверху редкими животными, предметами искусства, драгоценными сосудами, графикой с десятками псевдо-печатей из музеев и многим другим. Всё это якобы выудили из воды, отмыли, высушили и представили на суд зрителей. Что есть искусство? Что есть экспонаты? Давайте присмотримся.
Некоторые скульптуры художник действительно оставил стоять на несколько лет на дне моря, чтобы они обросли благородным слоем ракушек. Другие были просто красивой бутафорией.
Как часто в искусстве нам приходится сталкиваться с некой данностью - принимать и верить, что перед нами настоящее произведение искусства, представляющее истинную историческую ценность. Одна из надписей на стенах выставочных залов гласила: «Где-то между ложью и правдой и находится истина»
Фигура этого безголового гиганта заняла весь внутренний двор Палаццо Грасси и была видна сквозь все этажи здания - таким невероятно огромным был «Невероятный», вместивший в себя этого невероятного гиганта.
А вот и голова. Видимо отвалилась при загадочном стечении обстоятельств на корабле.
И педикюров эти ноги никогда не видали. Зато античный «надлом» - зачётный.
Многочисленные полуразбитые и как будто античные фигуры
А это, видимо, были диковинные слоны. «Надо» верить.
С огромной любовью к деталям «слоны» обросли всевозможной декоративностью.
И вот ещё раз в масштабе, чтобы вы понимали размах
А эта скульптура? Разве могут быть какие-то сомнения? Это же явно что-то такое античное. Потому что оно такое, нуууу, разбитое, трёхголовое. Что-то там из легенды о псе, охраняющем вход куда-то там ;-).
Как когда-то печально знаменитая семья мошенников и фальцовщиков - муж и жена Бельтраки - продумали делать старинные фото-снимки и псевдо-документацию своих фальшивок, так и Хёрст как будто легитимирует свои «находки» документальным фильмом, как выставленные произведения искусства поднимали с морского дна, как археологи давали интервью, как бережно относились к сокровищам. Сразу хочется верить в существование «Невероятного». Да и как причудливо исписана животинка всякими затейливыми буквами. Надо верить, что она античная.
В отдельном зале в Palazzo Grassi можно было посмотреть псевдо-документальный фильм о тяжёлой работе подводных археологов, каким трудом они добывали клад с «Невероятного».
Хёрст провоцирует зрителя и заставляет задуматься, что по факту стало достаточно легко легитимировать любую фальшивку. Например, порою достаточно втиснуть её в привычные выставочные рамки, чтобы посетители поверили в аутентичность. Как в случае с кладом с «Невероятного». Судите сами, поставили бы вы под вопрос историческую ценность экспонатов из этой витрины, если бы к тому же к ним была приписка «Клад, найденный там-то в таком-то веке»?
А между тем это всё - «клад», созданный Хёрстом. Разнообразия и имитация исторически известных экспонатов завораживает. Как будто всем нам просто нравится верить в ложь.
Псевдо-древние сумочки рядом с псевдо-древними инструментами
А это уже другой провокативный вопрос: Если трёхголовые собаки-мутанты из сказок Античности - достояние культуры и объекты, достойные воспевания в картинах и скульптурах, с какой такой радости тогда Маугли и Балу - китч? Прям нет в жизни счастья.
Может современные герои детских сказок получат большую легитимность, если их разрушить и облепить кораллами? Видимо скульптура ниже как раз из серии «Найди Микки Мауса».
Несколько деталей на полюбоваться
И снова что-то такое мифическое - явно же правда :-)
Ниже можно увидеть как будто оригинальную скульптуру, с которой делали этот экспонат.
Богиня с дарами и жертвоприношениями по обе стороны от скульптуры, подозрительно похожая на спутницу жизни Хёрста.
И снова здоровА. Такой вот «Гарри Поттер» - всё такое уже как будто где-то виденное и знакомое, но написанное свежим автором в мейнстримной манере. «Надо брать». Голова Медузы Горгоны без Горгоны.
А это привет старику Дюреру. Руки молящегося, если кто запамятовал.
И если в Palazzo Grassi всё было ещё относительно скромно, если не считать гигантскую скульптуру посреди дворца, то теперь обратите внимание на размах безумия во втором выставочном дворце: Punta della Dogana.
Всё такое гигантское, утверждающее своим массивным видом своё историческое прошлое.
Герои нашего времени - силиконовые груди.
Мишка на севере. Та самая «оригинальная» скульптура, о которой я говорила выше. И раз с неё уже даже сделали миниатюрные копии - она должна быть настоящей ;-)
И что за клад без даров Южной Америки.
Практически Диана. Лук и стрелы не обязательны.
Тема Барби и современных идеалов красоты тоже раскрыта.
И чем вам не Нефертити?
И раз уж заговорили о Древнем Египте
Шлем супергероя между шлемами Ильи Муромца и Алёши Поповича?
И снова знакомые всем лица, точнее фигуры.
Жертвы лабораторных экспериментов. Что-то там об этом писали около 5-7 лет назад.
А это уже прямо зал, собранный из экспонатов из отсека абстрактного искусства с «Невероятного»
Кто-то почти абстрактный плачет
Можно долго спорить о содержании и внешнем виде современного искусства, одно остаётся неизменным. Оно заставляет задуматься, удивиться и даже восхититься, причём не только исполнением, но и авантюризмом автора.
«
Treasures from the Wreck of the Unbelievable» «Сокровища с затонувшего корабля «Невероятный».
Все фото в данном посте - авторские фото
Натали Ратковски.
К ежедневным публикациям и разговорах о произведениях искусства сюда прошу сюда: «Искусство к завтраку» (
art_at_breakfast)