Close-up или «клоуз-ап» - термин для изображений, максимально приближенных к зрителю. «
Close-up» - рубрика, в которой я рассказываю об интересных деталях в произведениях искусства.
При упоминании имени известного французского живописца Эдгара Дега (фр. Edgar Degas; 1834 - 1917), многие вспоминают о его знаменитых танцовщицах. Однако не танцовщицами едиными был «сыт» этот художник. Представляю вашему вниманию одну из первых работ Дега, посвящённых лошадям и скачкам.
"Парад, также известный как скачки на лошадях перед трибунами", 1866-68гг, разбавленное масло по бумаге, наклейной на холст, H. 46; W. 61 cm, Musée d'Orsay
Позже мотив скачек появляется многократно в работах Дега. Тема всадника на лошади - традиционная в искусстве. Но как правило речь в подобных работах шла об эпичности, великолепии. Всадники Дега - обычные по тому времени люди.
Во второй половине 19 века ипподром был излюбленным местом встреч для общения. Парижская буржуазия, к которой принадлежал и Дега, открыла свою страсть к этому аристократическому развлечению благодаря конной моде в Великобритании.
Фрагмент произведения
Однако, как можно догадаться, Дега увлекся темой скачек совсем по другим причинам: в основном для изучения форм и движения. Он был под сильным впечатлением от работ различных английских художников, которые добились большого успеха в изображений лошадей: Уччелло, Гоццоли, Ван Дейк, а также современники Дега как Верне, Жерико и Мейссонье.
(Jean-Louis-) Ernest Meissonier (1815 - 1891), "Halt at an Inn", France. Date:probably 1862 - 1863, oil on sycamore panel with additions of oak, 19.5 x 24.9
Emile Jean Horace Vernet, "Race of the Riderless Horses", c.1820, oil on canvas.
«Парад» Дега является одной из первых картин художника, посвященных этой теме. Дега достаточно точно воспроизводит атмосферу ипподрома.
Обратите внимание на нервное движение лошади на заднем плане. Оно явно возвещает о скором старте к бегам. Выбрав этот, казалось бы, банальный, повседневный сюжет Дега даже не пытается скрыть, что его больше интересуют всадники и их лошади, чем начало скачек или высокое общество. Он намеренно упрощает, опускает детали, по которым можно было бы определить место или владельцев лошадей. Даже куртки жокеев - всего лишь цветные пятна.
Кстати, в
английской версии описания картины на сайте музея Орсея работа помечена как «Petrol painting on paper on canvas». На всякий случай поясню, что речь о технике работы, когда масляную краску замешивают с разбавителем (тот самый, который terpentin - в русскоязычной среде
разбавитель из уйат-спирита и скипидара) так, что ею можно работать практически как гуашью или акварелью. Судя по структуре бумаги, на которой была создана работа, поверхность всё же была тщательно отгрунтована. Но об этом к сожалению информации никакой нет.
Фото работы «Парад» и её фрагментов -
Натали Ратковски в музее Орсея в Париже, 2017 г. Если вам хочется видеть больше моих снимков и информации из музея, то здесь ежедневные публикации и разговоры о произведениях искусства: «Искусство к завтраку» (
art_at_breakfast)
Источники
------------
Musée d'Orsay The Parade, also known as Race Horses in front of the TribunesWallace CollectionHalt at an InnВспомогательные средства для масляных красок