Финское - значит отличное!

Mar 03, 2016 00:51

Шоппинг в приграничных магазинах и торговых центрах Финляндии - потребительская практика характерная для Санкт-Петербурга. Чем так привлекателен этот вид транграничного потребления для петербуржцев?

Конечно, делается акцент на качестве. Вообще, иностранные товары в России всегда кажутся более привлекательными. Всякий раз, когда я обедаю у бабушки, она, ставя на стол коробочку со сливочным маслом, говорит: "Это хорошее - финское". Если сейчас это можно объяснить пресловутыми санкциями, то пару лет назад магия всего "финского" была мне непонятна. Ведь у нас в продуктовом магазине, пускай недешевом, можно было купить и французское, и датское сливочное масло. Носки, средство для мытья посуды Fairy, растворимый кофе, стиральный порошок - лишь небольшой список финских товаров, за которыми едет житель Петербурга. Возможно, товары, привезенные из Финляндии, сродни трофеям - привезенные издалека, после многочасовой трясучки в машине или автобусе, прохождения границ и, к стати, необходимое наличие визы - все это делает то самое масло вкуснее, полезнее, качественнее. В таком подходе можно даже найти некую ностальгию по советскому обществу дефицита - приобретение продуктов и одежды должно быть связано с определёнными испытаниями, преградами: очереди на границе вместо очереди в магазине. Но ведь если все есть (было) в магазине рядом или в небольшом отдалении от дома, зачем проделывать весь этот "путь война"?
Для людей пенсионного и предпенсионного возраста, обладающих финансовыми возможностями, это сродни спорту, возможность провести время, возможно, даже в кругу единомышленников. Под такую потребительскую практику придумана целая индустрия шоп-туров: туристов провозят по основным, стоящим внимания супермаркетам и магазинам. На каждый выделяется определенное время - никакой лирики, только покупки. Со стороны Финляндии для туристов организовываются наиболее привлекательные условия - акции, распродажи, системы накопления баллов. Этот сюжет лег в основу иронического трэш-хоррора "Шоппинг-тур" (реж. Михаил Брашинский). Образ типичного петербургского шоп-туриста настолько оформился, что стал узнаваем и может использоваться в медиа.
Но сегодняшняя геополитическая обстановка, курс валют и развитие уровня торговли в Санкт-Петербурге заставляют шоп-туристов отказываться от частых поездок в Финляндию. Ставит ли это под угрозу исчезновения сложившуюся потребительскую практику?

культура потребления, шоппинг-тур, общество потребления, потребление как дискурс, менис

Previous post Next post
Up