Красная звезда. Воспитание.

Dec 23, 2015 10:09



Советский революционер Александр Богданов в своём романе-утопии «Красная звезда» рассказывает о воспитании детей. В крупных городах отделяются обширные территории под так называемые «дома детей», в которых дети всех возрастов объединяются вместе...


Прочитал роман русского философа и революционера Александра Богданова «Красная звезда». Роман повествует о революционере Леониде, который попадает на Марс. У марсиан за несколько сотен лет до описываемых событий успешно завершился переход от капиталистического общества к социалистическому. Соответственно, Леонид попал во времена развитого социализма, где была решена большая часть общественных проблем.

Как же представлял себе Александр Александрович воспитанием детей при развитом социализме?
В крупных городах отделяются обширные территории под так называемые «дома детей», а в некоторых случаях такой «дом детей» может образовывать полностью самостоятельный город, в котором будет проживать 15-20 тысяч человек. Понятно, что выделение «дома детей» в отдельный город и таким образом фактическое отделение детей от родителей - является явным перегибом, обусловленным революционным пылом. Таких перегибов было не мало в первые годы светской власти, но в последствии они все были исправлены (см. https://gazeta.eot.su/article/sovetskiy-opyt-vosstanovleniya-shkoly). Меня же в описании процесса воспитательной работы заинтересовал принцип отказа от деления детей на возрастные группы. Вот как описаны причины этого отказа в тексте:

Я спросил Нэллу, почему в «домах детей» все возрасты соединяются вместе, а не отделяются каждый в особом доме, что значительно облегчило бы разделение труда между воспитателями и упростило бы всю их работу.
- Потому что тогда не было бы действительного воспитания, - отвечала мне Нэлла. - Чтобы получить воспитание для общества, ребёнок должен жить в обществе. Всего больше жизненного опыта и знаний дети усваивают друг у друга. Изолировать один возраст от другого - значило бы создавать для них одностороннюю и узкую жизненную среду, в которой развитие будущего человека должно идти медленно, вяло и однообразно. И для прямой активности различие возрастов даёт наибольший простор. Старшие дети - наши лучшие помощники в уходе за маленькими. Нет, мы не только сознательно соединяем все детские возрасты, но и воспитателей в каждом детском доме стараемся подобрать самых различных возрастов и различных практических специальностей.
На несколько сотен учащихся полагалось всего несколько учителей-воспитателей. При таком подходе подразумевается, что учителя обучают в основном старших ребят. А те в свою очередь помогают обучать более младших.

Интересно, что в начале 1920-х пробовали убрать из школ деление на классы. Результат (в купе с другими нововведениями), увы, оказался плачевным. (см. https://gazeta.eot.su/article/sovetskiy-opyt-vosstanovleniya-shkoly).

В моей жизни был удачный пример такого подхода к обучению. Он был реализован в спортклубе. Мне приходилось не только тренироваться самому, но и параллельно обучать новичков. Довольно интересный опыт.

Интересно, было ли где-нибудь успешное применение данного подхода на практике? Может в пионерских/скаутских организациях?

Утопия, Книги, Коммунизм, Образование, Человечество, СССР, Мечта

Previous post Next post
Up