В прошлых статьях я рассказывал об Иване Ефимовиче Трубникове и Петре Федоровиче Кривоносе, руководителях Томской (Западно-Сибирской) железнодорожной магистрали. Эти достойные люди удостоились чести быть увековеченными на карте города Новосибирска. При этом, довольно странно, что еще один руководитель, Никольский Николай Порфирьевич (был на руководящем посту с 1955 по 1973 гг.), такой чести не получил. Хотя во многом именно благодаря ему, его высочайшему профессионализму, энергии, фанатичной преданности делу Западно-Сибирская магистраль становится одной из крупнейших и мощнейших в стране, инициатором многих передовых начинаний на железнодорожном транспорте.
Это и удлинение тяговых плеч, и автоматизированные поточные линии в вагонном депо Московка, не имевшие аналогов в мировой практике. Это и прогрессивная технология технической обработки поездов с применением самоходной вагоноремонтной машины, внедренная на ПТО вагонов в Барабинске. Это и методика трехсуточного прогнозирования поездопотоков, позволившая только за 1967-1970 годы сократить на дороге резервный пробег локомотивов на 25 процентов, их простой в пунктах оборота - более чем на 10 процентов.
Именно при Никольском началась реконструкция железнодорожного транспорта на основе внедрения электрической и тепловой тяги, обновление парка подвижного состава, внедрение средств автоматики. Им были организованы фирменные поезда «Сибиряк» (Новосибирск - Москва), «Томич» (Москва - Томск), «Иртыш» (Новосибирск - Омск) и «Алтай» (Москва - Барнаул).
Многое делая для развития производства, Николай Порфирьевич Никольский никогда не забывал и о его оборотной стороне - социально-бытовой сфере. Достаточно вспомнить, что в годы его руководства на Западно-Сибирской железной дороге построено более 1 млн. 200 тыс. квадратных метров жилья, 73 детских учреждения, 71 школа, более 180 магазинов, 70 столовых, 4 поликлиники и 9 больниц.
Сделал Никольский для железной дороги и ее работников немало, был награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. И очень жаль, что в память об этом замечательном человеке осталась только мемориальная доска на фасаде управления Западно-Сибирской железной дороги.