Немногим известно, что небольшая территория перед театром Глобус имеет своё название: площадь инженера Никитина (не путать с улицей Никитина!). В 2002 году в газете "Вечерний Новосибирск" вышла статья под заголовком "
Площадь имени... последователей. Странные названия на карте Новосибирска - откуда они?". В ней автор (к сожалению, на сайте газеты он не указан) упоминает о площади инженера Никитина и о том, что ему не удалось найти людей, знающих хоть что-то об этом человеке. Далее он рассказывает о своих собственных поисках в Интернете какой-либо информации: "Первый же справочный портал с ходу выдает примерно полсотни инженеров с ходовой фамилией Никитин. Относительно знаменитым среди них оказался только лишь создатель Останкинской телебашни Николай Никитин (1907-1973), но он - уроженец Тобольска, главный объект своей жизни возвел в Москве, а Новосибирск в его биографии, которую мне удалось найти, вообще не упоминается..."
Печально, что журналист для своего "журналистского расследования" не отправился искать инженера Никитина в библиотеку, а доверился Интернету, в котором на тот момент, действительно, могло не быть интересующей его информации. И ведь нашел-то он правильно...
Действительно, площадь инженера Никитина названа в честь Николая Васильевича Никитина, архитектора, учёного в области строительных конструкций, уроженца города Тобольска. В первую очередь он известен, как автор конструкторских решений фундаментов и каркаса МГУ в Москве, знаменитой Останкинской телебашни и металлического каркаса монумента "Родина-Мать" на Мамаевом кургане. Но и Новосибирск в его биографии играл немаленькую роль, некоторые знаменитые здания города были спроектированы с его участием.
В 1930 году Николай Васильевич Никитин с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета Томского технологического института, после чего был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Долгое время здесь лежала заявка на разработку комплексного проекта техникума-общежития на Красном проспекте в центре Новосибирска. За этот проект и принялся Никитин. Он спроектировал четырехэтажное здание большой протяженности с оригинальным сборным железобетонным каркасом, который поставил на монолитный фундамент. На старом кирпичном заводе за рекой Каменкой Никитин организовал полукустарное производство железобетонных опор, балок и ферм. По его чертежам "прямо с листа" рабочие изготовляли специальные формы для "отливки" железобетонных деталей различного профиля. Отсюда детали здания шли в строгом порядке прямо на стройку. Четверть века спустя будет признано первенство молодого архитектора в закладке основ советского сборного строительства. То, что стало возможным в массовом строительстве в 1958-м, Никитин сделал в 1930-м.
В том же 1930 году Никитин разрабатывает дерево-гвоздевую большепролётную арочную конструкцию для спортивного клуба "Динамо". Дощато-фанерные арки пролётом 22,5 м и высотой всего 0,7 м вскоре были приведены во всех учебниках по деревянным конструкциям. Несмотря на огромные размеры, арки были настолько легки, что звено рабочих устанавливало их вручную. К сожалению, в 80-е эти арки были уничтожены пожаром.
В 1930-1932 гг. Николай Васильевич участвует в проектировании зданий крайисполкома, жилых комплексов "Дом Крайснабсбыта" (дом с часами, Коммунистическая, 44), "Дом политкаторжан" (Фрунзе, 8), "Динамо" (Красный проспект, 28).
В 1932 г. Николай Никитин поучаствовал в изменении проекта перестройки железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Специально для вокзала Никитин сконструировал высокие арки с большими пролетами, выполненные в монолитном железобетоне. Это новшество повлекло за собой полное изменение не только конструктивной схемы, но и архитектурного образа вокзала. Здание вокзала поднялось в росте, наполнилось светом и воздухом.
В 1937 году Николай Васильевич переезжает в Москву, там он был приглашен в проектную мастерскую по проектированию Дворца Советов, который предполагалось построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. А потом были работы, принесшие Никитину известность не только в СССР, но и за рубежом: Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион в Лужниках, главное здание МГУ на Воробьёвых горах, телевизионная башня в Останкино, монумент "Родина-мать" в Волгограде, первое сейсмоустойчивое высотное здание в Ташкенте.
В конце 60-х Николай Васильевич создает принципиально новые классы строительных конструкций. Металлические перекрытия, какими бы прочными они ни были, при больших пролетах прогибаются, провисают. Никитин решает использовать это провисание. Он решил, что для большепролетных зданий специального назначения, таких, как кинотеатры, плавательные бассейны, будет более удобной не прямая плоская кровля, а переломленная в середине таким образом, что один скат крыши будет покатым, а другой - почти плоский. На самом изломе крыши он помещает шарнир собственной конструкции, который позволяет всей крыше произвольно подниматься и опускаться под влиянием перепадов температуры. С помощью этих конструкций был открыт новый стиль современного строительства дворцов и стадионов под раздвижной крышей, куполов планетариев, перекрытий цирков, театров и концертных залов.
В 1951 г. Никитин получил Сталинскую премию за разработку монолитных конструкций для восстановления разрушенных заводов. Также в 1970 г. он получил звание Заслуженный строитель РСФСР и Ленинскую премию. В Новосибирске его имя с недавнего времени носит площадь с фонтаном перед театром Глобус между улицей Каменской и Октябрьской магистралью, как раз напротив легендарного спортивного комплекса Динамо.
В статье использовались материалы с сайта
nsk-kraeved.ru, фото Славы Степанова (
gelio), книга Баландина С.Н. "Новосибирск. История градостроительства. 1893-1945 гг", сборник "ЖЗЛ. Советские инженеры".