Учеными было замечено, что большой процент одаренных детей недооценивают своих возможностей. Они не знакомы с понятием «усилие», а когда его все же приходится применить на практике, ожидают помощи со стороны родителей. Родители часто хвалят своих детей за сообразительность. Согласно проведенному исследованию в Колумбийском Университете 85% опрошенных родителей считают, что важно говорить своим детям, что они умные. Однако исследования школьных систем Нью-Йорка говорят о том, что существует обратная сторона медали: такая похвала приводит к неэффективному применению детьми своих способностей.
Американский психолог Кэрол Дьюк (Carol Dweck) исследовала влияние похвалы на учеников в школах Нью-Йорка. Результаты ее «экспериментов», проведенных с 400 пятиклассников рисуют вот какую картину.
Ученикам предлагалось выполнить одинаковый письменный IQ тест, достаточно легкий для любого ученика. После завершения теста ученикам сообщали набранные баллы и коротко хвалили. Почему коротко? «Потому что мы хотели посмотреть, насколько дети чувствительны, ведь нескольких слов иногда достаточно, чтобы получить результат», - говорит Дьюк. Но часть детей хвалили за их ум, других за их усердие.
Затем детям предлагалось выполнить еще один тест на выбор. Один тест был сложнее первого, но детям сообщали, что они научатся многому, выполняя его. Второй ничем не отличался по сложности от предыдущего.
90 процентов детей, которых хвалили за усердие, выбрали более сложный тест, «одаренные от природы» предпочли легкий вариант.
Интересно, не так ли? Нужно хвалить усилия и старания ребенка, нежели результат его действий. Дети с ярлыком «умный» боятся его потерять, а потому не берутся за выполнение задний, требующих от них усилий, так как результат может оказаться «на троечку», а за это тебя не похвалят и не назовут сообразительным.
Основные «правила сладкого пряника» таковы: вместо того, чтобы говорить ребенку, какой он умный, сообщите ему следующее:
- «Ты придумал отличный план действий!» - хвалите стратегии ребенка;
- «Ты проделал огромную работу с этими уравнениями» - хвалите за особенности сложной или кропотливой работы;
- «Я видел/а, как ты старался! Твоя работа не пройдет даром!» - заостряйте внимание на усердии ребенка.
О том, как правильно хвалить ребенка, теперь более или менее понятно, но как быть, если ребенок сильно старался, а результат оказался достойным критики? Стоит ли критиковать или как прежде восторгаться нарисованными картинками, на деле похожим на рисунки Муры из сказки «Так и не так» Корнея Чуковского? Кэрол Дьюк и здесь решила прояснить ситуацию, исследуя влияние разной критики на способности ребенка.
Источник