О реактивности

Oct 18, 2024 03:24

"Бросая в воду камушки - гляди на круги, ими образуемые". Суть наблюдения состоит именно в том, чтобы наблюдать за искажениями в душевной активности, возникающими ввиду её естественных последствий. Стало быть, вот так и созидается то странное сочетание активности и пассивности, которое состоит в основе интроспекции: такое, при котором формирующим началом оказывается активность, однако содержание и смысл целиком принадлежат пассивности. И отсюда - дальнейшее следствие: тот самый характерный жест, который состоит в "поджидании", "вылавливании" смысла, оправдывающем и поддерживающем исходную - сугубо вспомогательную, структурную, удерживающую - активность… В установке на то, что смысл должен не задаваться "логически", а заставаться - "таким, каков он есть на самом деле в душевных событиях".

Далее вопрос: как устроить так, чтобы эта активность в самом деле была лишена всякого смысла, не привносила никакого навязанного и лишнего смысла в содержательную пассивность?.. Для этого-то и нужна - метафора душевного пространства в том или ином ключе. Пространство удерживает в себе смысл "по инерции" - между активными "обращениями" (как обращение к ячейке в RAM "по адресу"); и в этом пространстве происходят закономерные процессы, задающие движение смысла и соотношение обнаруживаемых смыслов. То, как эти смыслы задаются в пространстве, то есть в замкнутом взаимовлиянии и взаимопродолжении, не должно иметь никакого отношения к способу обращения и к логике обращения (к акту и способу наблюдения, к методу интроспекции); это принципиально разные наборы категорий, и они не должны ничуть пересекаться. То мы осмысляем самих себя, а то мы осмысляем нашу деятельность и наше наблюдение. Но сеть вещей, связанных между собой родством смысла, - это ещё слишком грубое пространство. Оно не податливое, оно многое вносит от себя; это становится заметно, если внимательно проследить (в воображении, в размышлении) за судьбой такой души на всей длительности её существования: как те или иные вещи оказываются важными, входят в дело, создают ощущение красоты или выясненности (явности, оправданности). Наборы категорий не получится удержать независимыми - рано или поздно выясняется, что смысл соотношения между "вещами" в какой-то момент неизбежно зависит от полученной, получившейся задачи… Пространство создаются самими же потоками душевных событий - вот что становится понятно на второй стадии интроспекции. Но и эта стадия разделяется на этапы. Потому что проясняется то, каким именно образом обнаруживается податливая форма этих потоков… Чтобы от этой формы - не отставать наблюдением во всё время.

philosophy, psychology

Previous post Next post
Up