Практика борьбы с произволом чиновников.

Oct 06, 2011 22:55


      Борьба с произволом чиновников может и должна вестись разными способами. В зависимости от ситуации. Описанные ниже конкретные эпизоды и способы такой борьбы обусловлены ответственностью руководителя НПФ, из которого несколько тысяч человек ежемесячно получают негосударственную пенсию. В этом случае, очевидно, нанесение какого-либо ущерба Фонду и его участникам является недопустимым риском. Поэтому максимальная цель такой борьбы - полная нейтрализация актов произвола чиновников. Такая нейтрализация, чтобы у соответствующей госструктуры никогда больше не появлялось соблазна повторить свой опыт. Последующие разборки внутри этих структур с оргвыводами в отношении проколовшихся чиновников - это уже их внутреннее дело. К которым Фонд и его руководитель не должны иметь никакого отношения.

Эпизод 1-й  (октябрь-1997 - январь-1998) подробно описан в "Кто мы? Как отбивать наезды власть имущих". Но кратко - здесь. В начале октября 97-го УЭП ГУВД области почему то счел нужным провести полную ревизию финансово-хозяйственной деятельности НПФ "Империя" за период с 01.01.95. по 30.06.97. Не имея в своем штате финансистов, УЭП нанял команду из КРУ Минфина в составе 7 спецов. Которые за 2 месяца проверили все банковские и кассовые операции фонда и провели встречные проверки по всем корпоративным пенсионным программам. Результирующий акт показал, что финансовых нарушений в Фонде обнаружено не было (руководитель команды КРУ сразу после этого была уволена на пенсию).

После получения акта я написал письмо прокурору области с вопросом о законности проведенной проверки и для огласки события - статью в "Областные вести" (вышла за подписью одного из журналистов). Через примерно месяц получил от прокурора ответ о незаконности проведенной проверки. А также случайно наблюдал в приемной М. Музраева вызванное для написания объяснительных по поводу этой проверки руководство областного УЭП.

Источники и следствия:
1. В 99-м случайно обнаружил постановление губернатора (№ 404 от 16.07.97.) о необходимости комплексной проверки работы всех волгоградских НПФ ("Империя" был в то время единственным волгоградским НПФ);
2. Ушедший года через три на пенсию руководитель областного КРУ Минфина пришел ко мне и сказал: "Я вас проверял и не один раз (???) и понял, что "Империя" надежней Сбербанка. Поэтому и переношу к вам свои накопления." И, действительно, перенес. И затем вплоть до исчерпания своего счета получал у нас негосударственную пенсию;
3. С тех пор никто из представителей МВД в Фонде не появлялся.

Эпизод 2-й (сентябрь-2000 - март-2002) подробно описан в "Обрезание инструкции г-на Починка". Но кратко - здесь. Налоговики до принятия Налогового Кодекса работали не по налоговым законам, а только по утверждаемым их министром инструкциям. Летом 2000-го министр Починок подписал инструкцию, из которой выпала фраза об освобождении от подоходного налога негосударственных пенсий. В законе же она оставалась. Фонд, как налоговый агент, вынужден был начать удерживать этот налог в пользу государства. Но тут же подыскал бойца, готового на длительную судебную войну. Им оказался бывший 1-й секретарь горкома КПСС В. Кочетов. С помощью Фонда он выиграл 4 судебных процесса (по незаконности налога и по источнику его возврата каждый в двух судебных уровнях).

Несмотря на решения судов налоговики не возвращали Кочетову удержанный с его пенсии налог. И, разумеется, даже не думали возвращать его почти 3000 наших участников, с пенсий которых он также попал в казну государства. Переписка с налоговиками результата не дала. Тогда я подготовил две пофамильные ведомости возврата налога по инспекциям Центрального и Ворошиловского районов (в тот период мы работали через обе эти инспекции). И с этими ведомостями в начале марта 2002-го нанес визиты главам этих инспекций. Каждому из них я сказал примерно следующее: "Вот ведомость по возврату налога примерно на 1500 наших пенсионеров. Выиграл суды только Кочетов. И вы (ваши соседи) уже набегались по судам. Мне ничего не стоит зарядить еще по 20-30 или больше таких бойцов на каждый из ваших районов. Вы этого хотите?". В конце марта в Фонд из обеих инспекций поступил в полном объеме незаконно удержанный государством налог. А в начале апреля Фонд полностью перечислил его на сберкнижки своих пенсионеров. И отослал подтверждающие платежки с ведомостями в обе налоговые инспекции. Проверяйте, мол. Но проверять они не стали.

Следствие: за прошедшее с тех пор время в Фонде была только одна комплексная налоговая проверка. выявившая только одно нарушение. А именно, за период своего двухнедельного отпуска я наговорил по корпоративному сотовому примерно на тысячу рублей. Это по закону был мой доход, но подоходный налог с него не был удержан. Фонд повинился и с меня было взыскано немногим более сотни рублей подоходного налога.

Эпизод 3-й (лето-2007 - осень-2008) подробно описан в  "Обучение уважению к Закону г-на Фариона". Но кратко - здесь. В течение 2000-06 гг. примерно раз в полтора-два года центральная районная налоговая инспекция (ЦНИ) блокировала движение средств по банковским счетам НПФ "Империя" за якобы "налоговые
недоимки". Каждый раз за час-полтора выяснялось, что никаких недоимок нет, и ЦНИ освобождало наши счета от блокировки. И каждый раз я писал письмо главе ЦНИ, что подобными действиями он нарушает статью 18 ФЗ о НПФ. Запрещающую покушаться кому бы то ни было на пенсионные счета НПФ. Однако весной 2007 года аналогичные демарши ЦНИ стали происходить практически ежемесячно. На мои письма возглавлявшему тогда ЦНИ г-ну Карташову я получал ответы, суть которых сводилась к тому, что для налоговиков иных законов кроме Налогового кодекса не существует. Пришлось написать аналогичную претензию возглавлявшему областное УФНС г-ну Фариону. На которую я получил аналогичный ответ. А ЦНИ - инструктивное письмо (№
21-21/20540 от 08.10.2007.), подтверждающее правомочность их действий.

Для сбора документов, однозначно характеризующих позицию УФНС, переписка с г-ном Фарионом была продолжена вплоть до осени 2007 года. И в октябре ситуация полностью созрела для начала принудительного обучения чиновников одного сектора вертикали власти уважению к законам России силами другого сектора вертикали. В ноябре 2007 года Фонд подает в арбитражный суд ВО иск о признании упомянутого выше Письма недействительным. Блокировки счетов Фонда прекратились с момента подачи нами иска. В феврале 2008 года суд принял удовлетворяющее иск Фонда решение: а) Письмо УФНС признать недействительным отменить его силами его автора; б) взыскать с УФНС ВО в пользу Фонда госпошлину в размере 2 тысяч рублей.

УФНС явно не хотело выполнять решение арбитражного суда. Несмотря на наши неоднократные призывы к их законопослушанию. Пришлось прибегнуть к услугам третьего сектора вертикали власти - службе судебных приставов. Выслав в августе 2008 года в адрес этой службы исполнительные листы. И даже после этого пришлось дважды напоминать УФНС о необходимости полного выполнения решения суда. Лишь к концу сентября 2008 года мы получили "рапорт" областного УФНС о полном выполнении судебных решений: сделанном УФНС указании районным НИ об отмене Письма и возврате нам госпошлины. Разумеется, "рапорт" подписал не г-н Фарион, а один из его заместителей.

P.S. Я привел лишь три из примерно десятка эпизодов полной нейтрализации произвола чиновников. И намеки на сформировавшуюся у нас идеологию реакции на подобный произвол. Надеюсь, и читателю этих строк наш опыт может оказаться полезным.

Борьба с произволом чиновников

Previous post Next post
Up