Итак, сегодня здесь будет очередной музейный пост, и снова он будет про Музей архитектуры.
На этот раз МуАр порадовал сразу тремя макетами: Коломенского дворца Алексея Михайловича, Сухаревой башни и Большого Кремлевского дворца Баженова. А еще - забавными интерьерными скульптурами и совершенно замечательным флигелем "Руина". И что особенно приятно - в этот раз обошлось без злобных правообладателей, запрещающих съемку :)
Перед нами первая жертва борьбы с пробками - Сухарева башня, построенная в 1695 году по инициативе Петра I и снесенная в 1934 году по решению Сталина и Кагановича.
Впрочем, если бы в одно прекрасное утро башня чудесным образом появилась снова - ее бы снова снесли! Скорее всего, одним днем, без всяких совещаний и согласований - потому что стояла она на пересечении Садового кольца и Сретенки; там где сейчас начинается Проспект Мира.
Любопытная цитата из выступления Кагаловича на совещании московских архитекторов: "Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…" Как видим - ничего не меняется, трамваи и извозчики сменяются лимузинами, но ни с одной завалящей церквушкой и рощицей дело не обходится без протеста :)
Кстати, очень любопытное решение - как обезопасить макет от шаловливых ручек, никого при этом не обидев?
Мне кажется, такая оригинальная подставка гораздо лучше, чем традиционные плюшевые шнуры-барьеры.
Проекты сохранения башни, рисунки и обмерные чертежи:
Как видим, потребовалась бы весьма радикальная перестройка первого этажа-подклета: кроме сноса внутренних стен, шесть узких несимметричных арок меняются на пять широких симметричных. Впрочем, и такой "пятиполосный" вариант не помог.
Плотность транспортного потока на рисунках не может не удивить - сейчас в любом московском дворе машин больше :) Впрочем, рисунок на то и рисунок, чтобы отражать мнение автора, а не действительность. Было бы интересно увидеть реальную транспортную ситуацию 30-х годов!
Как всегда, о деталях.
ЧЕЛЮСТЬ, не уступающая молоту в монументальности.
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле начальство в эмке, больной в "карете скорой помощи" едет к Склифосовскому...
Демография в картинках: 5 женщин, 5 мужчин, из которых трое военных и один "вшивый интеллигент" в шляпе. У среднего военного на поясе - похоже, маузер в эпической деревянной кобуре. "Кровавая гэбня" идет по следу интеллигента в шляпе, не иначе! )))
Впрочем, довольно о башне - нас ждет дворец!
Деревянный дворец, выстроенный 1650-1660 годах по заказу царя Алексея Михайловича в Коломенском, и "восстановленный" другим Михайловичем в том же Коломенском, но через 350 лет.
1.К российской области в сем доме рок был щедр
2.Природа извела сокровище из недр:
3.Дыхнул от небеси к нему небесный ветр
4.В сем доме родился великий россам Петр!
Учитесь, придворные льстецы!
Похоже, при "восстановлении" Юрий Михайлович ориентировался именно на эту картинку: все такое же пестрое и цветастое:
"Вид Императорского Коломенского дворца, Места рождения Государя Императора Петра Первого".
Обратите внимание: это не "вид ИЗ дворца", это "вид дворца"! Судя по всему, увидеть его, как и новое платье короля, может только достойнейший - а глупец не увидит ничего!
Впрочем, для развлечения глупцов на картине, помимо прекрасного здания, присутствует пейзанка
пышных готтентотскких форм
Вид на Москва-реку и микрорайон Печатники:
Но вот наконец и сам виновник торжества - архитектурный макет, созданный в 1947 году известнейшим советским реставратором П.Д.Барановским. Вид со стороны реки и Дьякова городища.
Удивительное дело: я много раз был в Коломенском, в том числе и после Лужковской "реставрации", но этих деревянных теремов - НЕ ВИДЕЛ! Наверное, как и автор предыдущего рисунка, я просто оказался не достоин столь высокой чести :)
Восполняем пробелы в образовании:
Как видим, цветовая гамма выгодно отличается от нынешней "белой свечки". И выглядит гораздо более естественно для кирпичного строения.
"Аэрофотосъемка" со стороны реки: все нынешние коломенские достопримечательности как на ладони: слева направо - Водовзводная башня, Георгиевская колокольня, церковь Вознесения, Передние ворота. Что интересно - рядом с круглой Георкиевской колокольней нет ни намека на церковь, хотя на сайте музея-заповедника утверждается, что она-де "
составляла единый ансамбль с трапезной палатой" - уродливой пристройкой 19(!) века, восстановленной в 2005 году на радость попам священнослужителям.
Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково:
Возвращаясь по анфиладе, видим выставку скульптур "Герои интерьера". Обладатели интерьеров, как видим, за отсутствием интернетов тешили свой взор античными сюжетами из жизни фавнов и нимф:
А также реалистичными семейными сценами:
Внимание на детали: КОШКА!
МЛАДЕНЕЦ!!!
Руки! Нет, все-таки "искусство на службе народа аристократии" - это кладезь.
А вот следующие пять снимков сделаны, так сказать, нелегально: фотографировать в Баженовском зале не разрешается. Это тем более странно, что на сайте самого музея лежит целый
виртуальный тур по этому залу. Учитывая невысокую стоимость билета и отсутствие платы за фото в основной экспозиции - я бы с удовольствием предпочел доплатить музею за снимки, чем играть на старости лет в партизана, ожидая когда смотрительница зала отвлечется на других посетителей (наивная молодежь начала снимать в-открытую :) ).
В отличие от предыдущих экспонатов, Большой Кремлевский Дворец никогда не существовал в действительности - только на бумаге и в виде макета. И может быть, к лучшему - потому что ради него пришлось бы попрощаться с Кремлем. Сооружение планировалось настолько грандиозным, что даже в миниатюрном формате кукольного домика занимает два немаленьких зала. Некоторые презрительно называют макеты "муляжами" - но ЭТО стоит считать настоящим зданием. Особенно если учесть, что сделан макет был не в наше время, а при подготовке к строительству - и с тех пор хранился как императорская диковинка. Хорошо еще, что его не давали маленьким царятам для игры в куклы и в солдатики :)
Детали и фрагменты: попробуйте не заблудиться в этом лабиринте лестниц.
Изнанка дворца: макет находится в процессе реставрации.
Гранит! Мрамор! Целые площади под крышей...
Человечек для масштаба:
На служебной лестнице висит птеродактиль орнитоптер:
Еще один пример интересного решения - флигель "Руина". Что можно сделать со сгоревшим зданием, в котором нет отопления, нет стекол, нет части перекрытий?
Правильно - провести туда свет и проводить в нем выставки "авангардного искусства"!
Первое, что встречает посетителя - лестница.
Массивные деревянные перила.
Балясины "под мрамор".
Металлические ступени.
Огромные кованые ворота из тверского собора, насквозь изъеденные ржавчиной:
кружка для пожертвований
замок-засов:
задвижка:
Сам выставочный зал смотрится не менее экзотично: для посетителей проложены фанерные мостки, между которыми видна изнанка кирпичных сводов первого этажа:
Тематика на этот раз под стать интерьеру - бетонные недострои, серое небо, "горизонты под номерами".
Официально это называется ""ИНФИНИТИВ". Новый проект художника-урбаниста Ивана Лунгина".
Нет, все-таки старая руина - лучше новых двух!