Что ж вы, черти, приуныли?

Jan 07, 2013 18:24

Продолжим нашу праздничную культурную программу, и от лютиков-цветочков перейдем к высокому искусству!

С искусством мы будем знакомиться на примере выставки "Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков" в музее архитектуры. Благо, после 21 декабря эта тема потеряла характер дешевой спекуляции :)



1. Вольгемут, Михаэль. Пляски смерти. Иллюстрация к "Всемирной хронике" (т.н. "Нюрнбергским хроникам") 1493 г

Прежде всего, хотелось бы сделать небольшое отступление, и пользуясь случаем послать лучи кровавого поноса всевозможным копирастам из числа владельцев частных коллекций, запрещающим съемку экспозиции. В основном это относится к выставкам "Большая Москва. ХХ век " и "Неслучившееся будущее", проходящим в главном здании музея. Как и на прошлогодней выставке, посвященной Борису Иофану - там масса интереснейших планов, рисунков и макетов, посвященных теме реконструкции Москвы в различные годы прошлого века, и даже во времена императрицы Екатерины. Но показать я этого, увы, не смогу - потому что кого-то тешит "эксклюзивность обладания" этими экспонатами. Можно подумать, что сфотографировав макет сталинской высотки или часть чертежа, я извлеку из этого коммерческую выгоду, или растиражирую эти предметы, или хотя бы сокращу количество посетителей музея.

На выставке гравюр фотосъемка тоже запрещена (опять-таки - как будто фотография может заменить для зрителя настоящий оттиск?). Однако в этом случае я не в обиде - именно потому, что передать в высоком разрешении  работу гравера все равно бы не удалось, но зато практически все необходимое получилось извлечь из печатного каталога, заботливо составленного авторами проекта  :) Кроме иллюстраций (только часть из которых я отсканировал), там есть много интересного текста - так что в общем и целом о потраченных на него 1200 рублях я не жалею, а уж о 100 рублевом билете на все выставки музея - и подавно:)

А что касается публикации изображений - то не сомневайтесь, господа правообладатели, это исключительно в ознакомительных и образовательных целях! ))) А тема копирайта еще будет раскрыта в ходе осмотра.

Итак, приступим к знакомству.
2. Вольгемут, Михаэль. Страшный суд. Иллюстрация к "Всемирной хронике" (т.н. "Нюрнбергским хроникам") 1493 г


Отличная иллюстрация к выражению "в одно ухо влетает, из другого вылетает"! Ну и конечно, немец не был бы немцем, не размести он на переднем плане пару голозадых праведниц, заботливо обнимаемых ангелом :)

3. Вольгемут, Михаэль. Антихрист. Седьмая печать. Иллюстрация к "Всемирной хронике" (т.н. "Нюрнбергским хроникам") 1493 г


Драка в поднебесьи весьма живописна! Демонам колюще-режущие предметы не положены - наверное в аду кто-то сказал "Оружие добудете в бою!" Кто в средние века дрался дубьем? Крестьяне! Получается, демоны - это рабоче-крестьянская красная армия, все сходится!

4. Иллюстрация из Библии Пискатора (1639). Видение семи светильников.


"из уст Его выходил обоюдоострый меч" - вот за что я люблю старинные иллюстрации, так это за буквальность! Сказано "меч" - значит будет во рту меч!

5.Иллюстрация из Большой Библии Мортье (1700), Видение семи светильников



А вот тот же сюжет от самого Дюрера:
6.Дюрер, Альбрехт. "Видение "Подобного Сыну Человеческому" в окружении семи светильников".(1497 )
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


"Человек, похожий на генерального прокурора" - мем, канувший в Лету :) Обращаем внимание на кустистые брови Человеческого сына - они дожили до 1639 года, а в 1700 уже сменились антропоморфной внешностью!

7.Дюрер, Альбрехт. "Св. Иоанн перед Богом и старцами" (1496)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


8.То же, фрагмент. Так вот что значит "исполненный очей"!


Никого не напоминает?



9.Дюрер, Альбрехт. "Снятие первых четырех печатей. Всадники Апокалипсиса." (1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


Что характерно - смерть вооружена сельскохозяйственным орудием, но не косой!
10. Иллюстрация из Библии Пискатора (1639) "Четыре всадника Апокалипсиса"


Да, коса и плащ с капюшоном появились гораздо позже...

11. Дюрер, Альбрехт. "Поклонение Агнцу и песнопение избранных" (1496-1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


То, что в руках у избранных - не розги, а пальмовые ветви.
12. То же, фрагмент. Рассмотрим мутанта поближе: остальным "глазастым" до него далеко!



13.Дюрер, Альбрехт. "Семь ангелов получают трубы. Снятие седьмой печати" (1496-1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


14.Борхт, Петер ван дер "Четвертый трубящий ангел" (1592-1593)


"Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца, и третья часть луны, и третья часть звезд". Вот уж действительно - "Уиии! Уиии! Уиии!" и "мимими"!
15.Борхт, Петер ван дер "Пятый трубящий ангел. Появление саранчи" (1592-1593)


16. Борхт, Петер ван дер "Св. Иоанн, получающий книгу, которую должен съесть" (1592-1593)


OMG! OMFG!!! Кто это - цыпленок, медвежонок, гигантский человекоподобный робот??? Нет, это дословное следование описанию: "Увидел я ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце,  и ноги его как столпы огненные. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю". Прочли ребус? Все слова узнали? Воистину, ничто не может навредить больше, чем чрезмерное усердие :)

17. Дюрер, Альбрехт. "Св. Иоанн, получающий книгу, которую должен съесть" (1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


Отдадим Дюреру должное - несмотря на буквализм, картинка получилась не НАСТОЛЬКО нелепой! Зря Ван дер Борхт у него не поучился :)

А теперь мы вплотную приближаемся к теме копирайта.
Смотрим внимательно и запоминаем:
18. Дюрер, Альбрехт. "Жена, облеченная в солнце" (1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


19.Грефф, Иероним. "Жена, облеченная солнцем" (1502).


Как говорится, найдите десять отличий! И ведь есть они, потому что ксерокопии еще не изобрели :) Особенно заметно на выражениях лиц и мелких деталях, упрощенных Греффом.
И еще один пример по тому же сюжету:
20. Борхт, Петер ван дер. "Жена , облеченная солнцем".(1592-1593)


21. Иллюстрация из Библии Пискатора (1639)


Как видим, на этот раз сюжет остался прежним, но хотя бы рисовка стала тоньше - иллюстратору двойку за изобретательность, пятерку за старательность!

22.Дюрер, Альбрехт. "Битва архангела Михаила с драконом" (1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


Хотя мне кажется, что и архангел тут не один, и "драконов" несколько. Но до чего же хороши драконьи мордочки!!!

23. Дюрер, Альбрехт. "Видение зверя с семью головами и десятью рогами. Зверь с двумя рогами, подобным агнчьим. Жатва." (1498)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


Ну просто замечательные звери, одно загляденье!
24.Грефф, Иероним. "Видение зверя, вышедшего из моря, и зверя, вышедшего из земли" (1502)



25.Борхт, Петер ван дер. "Видение зверя с семью головами и десятью рогами, и зверя с двумя рогами, подобным агнчьим." (1592-1593)

Ну сразу видно, человек не плагиатил! Хотя двурогий и похож чем-то ... но скорее на кавказца с усами :)

26.Иллюстрация из Большой Библии Мортье. "Поклонение зверям" (1700)


Ну сразу чувствуется французская галантность!  А вот "агнчьих" рогов, похоже, художник не видел,только козьи :)

27.Дюрер, Альбрехт. "Вавилонская блудница. Ангел с камнем, подобным жернову" (1496-1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


Блудница выглядит изрядно помятой и непрельстительной. А вот зверь - хоть куда!
28.То же, фрагмент. Не могу оставить животину без внимания!


29.Иллюстрация из Библии Пискатора. "Вавилонская блудница" (1639)


Увы, зверь здесь какой-то типовой. А роль Вавилона, похоже, выполняет Венеция.

И наконец, заключительный сюжет - низвержение Сатаны.

30.Дюрер, Альбрехт. "Ангел низвергает скованного Сатану в бездну; видение Небесного Иерусалима" (1496-1497)
(Высокое разрешение - при клике на картинку)


По-моему, наиболее оригинальное изображение Сатаны!  И вообще, если не уметь читать названия, то что мы видим? "Мужик с крыльями помогает чешуйчатому кузнечику залезть в узкий люк! (А судя по положению ноги - скорее даже вылезти из люка!) " Одним словом, картина "ящерики прилетели".

31.Борхт, Петер ван дер. "Архангел Михаил, заточающий Сатану" (1592-1593)


Ну вот, здесь "бездна" уже похожа на бездну, а не на аварийный выход :) Хотя цепь явно собираются бросить просто так, ни к чему не приковывая - что несколько странно, учитывая свободные крылья "птички".
32.Борхт, Петер ван дер. "Ангел приносит Богу Книгу жизни. Страшный суд. Низвержение Сатаны" (1592-1593)


Э, а вот тут я уже не понял! Художник тот же, годы те же - а рисунок весьма отличается. Надеюсь, его Борхт нарисовал его для другого издательства :) И голова Сатаны здесь гораздо более типовая, похожая на одну из "звериных" от того же автора.

Впрочем, на этой картинке меня гораздо больше интересует толпа, обступившая небесный престол!  Почему у них такие черепа? Почему у них такие плечевые и тазобедренные суставы - явно наполненные чем-то? Они явно пришли туда за наградой, потому что безоружны, не боятся Бога, и их никто не прогоняет. Одним словом, военачальник с писарем, выдающие жалование ландскнехтам после боя :)
А внизу под облаками - разбегается от огня армия, явно состоящая из людей, похожих на людей.
Какой вывод мы сделаем? В Последней Битве греховное человечество будет побеждено нанятыми Богом Ящериками :)

И напоследок, артефакт новейшего времени -
33.Иллюстрация из Большой Библии Мортье. "Архангел Михаил, заточающий дракона" (1700).


Да-да, здесь уже не Сатана, а просто какой-то дракон. Жеманность картинки зашкаливает: будь у персонажей "пузыри", как в комиксах, они выглядели бы так: "Ну же, не упрямься, Жужу!" - "Ах оставьте меня, Мишель,я стесняюсь!"
-----
disclaimer
В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) - совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

балаган, человеки, животные, культ, детали, музей

Previous post Next post
Up