Hello and, again, welcome to the Architekture Museum !
Выставка изразцов из запасников музея была проанонсирована еще в начале года, и все это время я ожидал ее с нетерпением. Мне всегда нравилась архитектура допетровской эпохи, еще не поглощенная унылым желто-белым классицизмом. Однако у всего есть свои недостатки: так, большая часть интересных архитектурных объектов тех времен - это церкви и монастыри, большая часть живописи - иконы, и большая часть скульптуры - надгробия. Русская архитектура, мягко говоря, не изобилует украшающими деталями - и приятное разнообразие сюда вносят только владимиро-суздальская резьба по камню, и те самые изразцы, о которых пойдет речь сегодня :)
Как видим, показанная коллекция невелика, всего несколько десятков экспонатов, расположенных в хронологическом порядке справа налево.
Образцы довольно сильно отличаются по качеству и мастерству исполнения, и что самое интересное - новые зачастую уступают более старым!
Вот, собственно говоря, история взлета и падения изразцов: появившись как рельефные монохромные картины для украшения фасадов в XV веке, к XVII они достигли расцвета в мастерстве изготовления, стали многоцветными, но одновремено с этим ушли с фасадов в интерьер зданий. Уже при Петре I изразцы "по голландскому образцу" потеряли и объем и многоцветие, превращаясь в кафель с рисунком и все более выходя из моды. В конце XIX века из вернул из небытия псевдорусский стиль, с новыми технологическими возможностями и качеством изготовления - но со всеми недостатками машинного производства.
Вот зеленые "муравленые" изразцы времен расцвета, украшавшие Троицкую церковь 1660 года в Костроме:
Однако орнаментами дело не ограничивается: вот начинаются "сюжетные" плитки, этакий керамический лубок.
Грифозверь лютый:
Лев зверь (не лютый):
Некий царь сведе дщерь свою змею:
Соловей-разбойник:
Александр Македонский с армией:
Бова с Полканом биется (при этом Полкан - не дворовый пес, а кентавр с когтистыми лапами. Интересно, кентавр на базе собаки - как называется?)
Борцы борются (масло масляное; спасибо, кэп!)
Было видение это в Царьграде:
С этими муравлеными изразцами связано кое-что непонятное: эти сюжетные плитки были сняты с разобранной в 1936 году церкви в Костроме, но точно такие же (и еще с дополнительными сюжетами) я видел и на башнях в Иосифо-Волоколамском монастыре, и на печи в палатах бояр Романовых в Зарядье! Да, эти постройки примерно одного времени, конца XVII века, но интересно - тиражировались ли изразцы так широко в то время, или это плод реставрации XX века, когда из всех образцов остались только плитки с ЭТОЙ костромской церкви?
Вот - вершина расцвета, конец XVII века. Керамическое панно с изображением Евагелиста Луки:
А вот - век XVIII, начало европеизации. Теперь все изразцы будут покрытием для печек. И в этом есть свои плюсы - вместо одинакового "высокого мастерства" появляются вот такие разнообразные и неповторяемые каракули :)
Вот - пример аллегорических картинок:
"Тем питаюся" (да-да, птичка божия не знает ни заботы, ни труда)
Как видим, этот "уголок" сделан очень даже фигурно:
"Дух его сладок":
Кафель попроще, зато с зАмком и ... автомобильной дорогой с разделительным пунктиром???
Пособие по чтению: попробуйте понять текст, не заглядывая в табличку!
Да! Не "папа", а "пава", и не "сяла", а "села"! Художник - не писарь, буквы срисовывает, а не списывает :)
"Пава прилетела, села и сидела", "птичька", шайтанама!
"Госпожа несчастная" (???)
Просто пруд с лодочкой и буддийским монахом
И вот, так сказать, упадок:
"Каля-маля":
Это уже и изразцом назвать сложно - голова льва работы Врубеля. Хитрый лев такой хитрый...
Ярко. Сочно. Одинаково. Творение "фаянсового короля" М.С. Кузнецова:
Sic transit gloria mundi!