Читая "Таис Афинскую" - 3

Apr 03, 2009 15:06

Услужливые руки мигом поставили тяжелую скамейку, отделанную слоновой костью. Таис вскочила на нее, похлопала в ладоши, призывая к вниманию. Она могла бы и не делать этого. Все глаза были прикованы к ней ( Read more... )

Ефремов, книги, красота

Leave a comment

_socialist April 3 2009, 17:30:56 UTC
Да,жечь, разрушать и убивать несогласных Александр умел - это точно... Настоящий,естественно,исторический,а не мифический ефремовский.
Бессмысленным садистом не был,порою бывал разумен и справедлив, но в целом - тираном обычным для той эпохи...Единственно,чем отличался - так пытливым любопытством и стремлением расширить горизонты,что тогда не слишком было принято и вызывает нашу симпатию. Но для достижения своих целей ломал всех несогласных через колено и не особо церемонился. А в итоге и вообще впал в самодурство... Не ему бы персов судить.

Reply

cleanvuoksa April 3 2009, 19:26:13 UTC
История показала, что его путь "насаждения" гомонои не увенчался успехом. Но много ли у него было исходных данных? Он попытался. У него была мания величия, имхо, а как в таком случае повел бы себя я - не знаю. В любом случае поведение самого Александра в романе, меня есно мало интересует. Интересно проявление подобной жестокости (или жесткости) у Таис. И причины этого проявления вполне себе достойные.

Reply

_socialist April 3 2009, 19:47:40 UTC
Ну,если в твоем представлении жечь культурные ценности достойно,то мне трудно что-то возразить...
Правда,возможно я не допонял... Причины "достойные" или все же проявления?

Reply

edel April 3 2009, 22:38:04 UTC
Костя, для меня решением этого вопроса - насколько строго судить Таис за её призыв сжечь дворцы Персеполиса и за её факел - был диалог из 14-й главы, где Ефремов устами Лисиппа и индийского мудреца осмысляет поступок Таис ( ... )

Reply

arina_t April 4 2009, 05:55:49 UTC
Желающие повелевать чувствами, особенно толпы, как деспоты и политики, строят огромные дворцы, принижающие людей, завладевающие их чувствами. Человек, попав в эту ловушку, теряет свою личность и достоинство. Дворцы Портипоры, как мы зовём Персиполис, и есть подобная ловушка. ты верно угадала это и явмлась орудием Кармы, подобно тому как зло в наказании иногда служит добру.Вообще-то если кто видел Персеполис (то, что от него осталось), тот в курсе, что дело обстоит немного с точностью до наоборот. Никакого античеловеческого посыла в изображениях нет, никаких унижений и издевательств над пленными, никаких батальных сцен (это к ассирийскому искусству), пресловутые процессии с дарами -- это не пленные, это представители народов Ахеменидской империи, символизирующе, тэскэть, ее единство и процветание. С таким же успехом тот же комплекс обвинений можно предъявить фонтану дружбы народов или стенным панно в московском метро. У них другая проблема: они немножко, как бы это повежливее сказать... безвкусны (куда им до московского метро!). Тупое ( ... )

Reply

cleanvuoksa April 4 2009, 19:04:22 UTC
1. В своей оценке я опираюсь на данные, которые мне предоставлены Ефремовым. Каком бы реальный Персеполис - я не знаю. Возможно что и не было там никаких раболепных колонн, возможно все. Для меня, подчеркиваю, важен поступок героини, в описанных автором условиях.

2. Заметил, что на всех приведенных тобой снимках отсутствуют женщины ;) Видимо Таис умело заметала следы.

Reply

_socialist April 4 2009, 21:06:53 UTC
У Ефремова не исторический роман,хоть он и претендовал на него... А художественно-додуманный... Это идеи Ефремова.Но не реальная история. Хотя близко.

Reply

cleanvuoksa April 5 2009, 08:19:59 UTC
Да, я об этом и говорю.

Reply

edel April 4 2009, 19:22:54 UTC
"Так Александру сие,кстати самому очень по душе пришлось и он пытался внедрить в отношении себя..преклонение ниц с целованием ног...Соратники, правда,не вдохновились этой идеей ( ... )

Reply

_socialist April 4 2009, 21:11:08 UTC
Ну,разве что так... Мне,как историку в первый момент трудно разделить и абстрагироваться... Но,если...

Reply

edel April 4 2009, 21:36:17 UTC
Мне кажется, что тебе, как историку, как раз легче разделить. А вот таким, как я, "простым смертным" :), труднее абстрагироваться от книжного образа, так мастерски созданного. Тем более, что в книге этот образ не идеален, а также противоречив.

Reply

_socialist April 4 2009, 22:28:13 UTC
Я уже настолько погряз в материале, что голова в тумане... Пора определяться... Как гениальному скульптору отсекать лишнее, а то на три доклада хвати. С пятью концепциями...

Reply

arina_t April 4 2009, 19:51:58 UTC
Ну, пардон, два из приведенных барельефов -- сасанидские. (вот как раз там где побежденный на коленях перед победителем. Это в честь победы персов над римлянами, имена царя и императора уже забыла к сожалению). К обсуждаемой теме не имеют отношения. И, прошу заметить, хотя сюжет о победе над врагами был в исксстве древнего востока весьма популярен, конкретно на рельефах Персеполиса его нет. Это прогресс гуманизма, ящитаю.

Reply

cleanvuoksa April 5 2009, 09:12:19 UTC
Их всех уничтожила Таис, лично ;)

Reply

arina_t April 5 2009, 10:50:28 UTC
ОМГ, ты открыл мне глаза! Тогда конечно :)

Reply


Leave a comment

Up