Читая "Таис Афинскую" - 3

Apr 03, 2009 15:06

Услужливые руки мигом поставили тяжелую скамейку, отделанную слоновой костью. Таис вскочила на нее, похлопала в ладоши, призывая к вниманию. Она могла бы и не делать этого. Все глаза были прикованы к ней ( Read more... )

Ефремов, книги, красота

Leave a comment

edel April 3 2009, 22:38:04 UTC
Костя, для меня решением этого вопроса - насколько строго судить Таис за её призыв сжечь дворцы Персеполиса и за её факел - был диалог из 14-й главы, где Ефремов устами Лисиппа и индийского мудреца осмысляет поступок Таис:

Таис:
- Мой учитель, великий художник Лисипп, ужасно порицал меня за один проступок и отдалил от себя на целый год. красота - единственное, что привязывает людей к жизни и заставляет ценить её, бороться с её невзгодами, болезнями и опасностями. Людям, разрушающим, искажающим или осмеивающим красоту, нельзя жить. Их надо уничтожить, как бешеных собак - носителей неизлечимого яда. И художники - волшебники, воплощающи прекрасное, отвечают особенно строго, строже нас, не видящих, ибо они зрячие. Так сказал мне Лисипп три года назад.
- Учитель твой прав совершенно, в полном соответствии с законом Кармы, - сказал темнолицый.
- Следовательно, я, разрушив прекрасные дворцы Персеполиса, подлежу ужасному наказанию в этой и в будущих жизнях? - печально спросила Таис.
- Ты та самая женщина? - индийцы с любопытством воззрились на свою гостью. Помолчав довольно долго, старший сказал, и его слова, веские и уверенные, принесли облегчение афинянке.
- Хотящие повелевать строят ловушки для легковерных людей. И не только легковерных, ибо всем нам, от мала до велика, свойственна жажда чудес, порождающая тягу к необыкновенному. Те, кто хочет повелевать умами людей, строят ловушки игрой цифр, знаков и формул, сфер и звуков, придавая им подобие ключей знания. Желающие повелевать чувствами, особенно толпы, как деспоты и политики, строят огромные дворцы, принижающие людей, завладевающие их чувствами. Человек, попав в эту ловушку, теряет свою личность и достоинство. Дворцы Портипоры, как мы зовём Персиполис, и есть подобная ловушка. ты верно угадала это и явмлась орудием Кармы, подобно тому как зло в наказании иногда служит добру. Я бы снял с тебя обвинение Лисиппа.
- Я сам понял и простил её, - согласился скульптор.

Наверное, я понимаю Таис. Не оправдываю, но понимаю. Иногда нужно разрушить старые закосневшие и не несущие уже людям света формы, пусть и красивые на вид, чтобы освободить место для создания нового и живого. Ведь Таис уже видела, как затягивает этот дворец с его роскошью Александра - и тот становится иным.

Не оправдываю я другого - сожжение дворца послужило сигналом ко всеобщей вакханалии воинов-победителей в городе, который подчинился им, насколько я помню, без сопротивления. Вслед за дворцом запытали дома мирных горожан, женщины подверглись насилию, дети и мужчины - убийству. Вот за это я принять поступок Таис не могу - за то, что она не думала о последствиях, спровоцировав грабёж и резню мирного населения.

Reply

arina_t April 4 2009, 05:55:49 UTC
Желающие повелевать чувствами, особенно толпы, как деспоты и политики, строят огромные дворцы, принижающие людей, завладевающие их чувствами. Человек, попав в эту ловушку, теряет свою личность и достоинство. Дворцы Портипоры, как мы зовём Персиполис, и есть подобная ловушка. ты верно угадала это и явмлась орудием Кармы, подобно тому как зло в наказании иногда служит добру.

Вообще-то если кто видел Персеполис (то, что от него осталось), тот в курсе, что дело обстоит немного с точностью до наоборот. Никакого античеловеческого посыла в изображениях нет, никаких унижений и издевательств над пленными, никаких батальных сцен (это к ассирийскому искусству), пресловутые процессии с дарами -- это не пленные, это представители народов Ахеменидской империи, символизирующе, тэскэть, ее единство и процветание. С таким же успехом тот же комплекс обвинений можно предъявить фонтану дружбы народов или стенным панно в московском метро. У них другая проблема: они немножко, как бы это повежливее сказать... безвкусны (куда им до московского метро!). Тупое заимствование из вавилонского и египетского искусства без привнесения чего-то нового. Собственно поэтому после завоеваний Александра Македонского эллинский стиль стал распространяться на восток, а не персидский в Элладу. (при завоевании Греции Римом и Рима варварами было наоборот -- победители перенимали искусство побежденных). Искусство, когда оно хорошее, -- всегда хорошо, а когда плохое -- безобидно, не надо с ним воевать.

Reply

_socialist April 4 2009, 13:05:22 UTC
http://www.photostranger.com/gallery/gallery_iran/persepolis/imagepages/image8.htm
http://www.photostranger.com/gallery/gallery_iran/persepolis/imagepages/image20.htm
http://www.photostranger.com/gallery/gallery_iran/persepolis/imagepages/image19.htm
Действительно,с одной стороны - не великие шедевры, с другой - насчет раболепия и надменности явная интерпретация... Преклонялись - это было...Так Александру сие,кстати самому очень по душе пришлось и он пытался внедрить в отношении себя..преклонение ниц с целованием ног...Соратники, правда,не вдохновились этой идеей:)

ЕЩЕ:http://www.dayosh.ru/photo/170-0-11334-3 И-эх...Какую красоту загубили:)

Reply

cleanvuoksa April 4 2009, 19:04:22 UTC
1. В своей оценке я опираюсь на данные, которые мне предоставлены Ефремовым. Каком бы реальный Персеполис - я не знаю. Возможно что и не было там никаких раболепных колонн, возможно все. Для меня, подчеркиваю, важен поступок героини, в описанных автором условиях.

2. Заметил, что на всех приведенных тобой снимках отсутствуют женщины ;) Видимо Таис умело заметала следы.

Reply

_socialist April 4 2009, 21:06:53 UTC
У Ефремова не исторический роман,хоть он и претендовал на него... А художественно-додуманный... Это идеи Ефремова.Но не реальная история. Хотя близко.

Reply

cleanvuoksa April 5 2009, 08:19:59 UTC
Да, я об этом и говорю.

Reply

edel April 4 2009, 19:22:54 UTC
"Так Александру сие,кстати самому очень по душе пришлось и он пытался внедрить в отношении себя..преклонение ниц с целованием ног...Соратники, правда,не вдохновились этой идеей:)"

Вот то-то и оно, что Александр стал подпадать под "очарование" персидского роскошества. Таис видела, как под воздействием культуры и традиций побеждённых персов, в их дворце и на их троне Александр вдруг стал превращаться в такого же, как они. То есть ефремовская Таис видела так ефремовского Александра - я сейчас не говорю о реальных - о них мы мало что знаем. И это вызвало в ней желание разрушить обитель, которую она воспринимала ка кобитель зла. Помнишь, она, обращаясь к воинам, спрашивает: "Разве есть красота без добра и света?" Крастоту Пресполиса она увидела такой - без добра и света.

Мне кажется, что нужно провести грань между реальным Персеполисом и реальными Таис-Александром - это отдельный разговор и он требует отдельного разбора, вне контекста Ефремова. И Персеполис-Таис-Александра ефремовских. Если пытаться их смешать в одно - ничего не получится.

А фотографии сейчас посмотрю.

Reply

_socialist April 4 2009, 21:11:08 UTC
Ну,разве что так... Мне,как историку в первый момент трудно разделить и абстрагироваться... Но,если...

Reply

edel April 4 2009, 21:36:17 UTC
Мне кажется, что тебе, как историку, как раз легче разделить. А вот таким, как я, "простым смертным" :), труднее абстрагироваться от книжного образа, так мастерски созданного. Тем более, что в книге этот образ не идеален, а также противоречив.

Reply

_socialist April 4 2009, 22:28:13 UTC
Я уже настолько погряз в материале, что голова в тумане... Пора определяться... Как гениальному скульптору отсекать лишнее, а то на три доклада хвати. С пятью концепциями...

Reply

arina_t April 4 2009, 19:51:58 UTC
Ну, пардон, два из приведенных барельефов -- сасанидские. (вот как раз там где побежденный на коленях перед победителем. Это в честь победы персов над римлянами, имена царя и императора уже забыла к сожалению). К обсуждаемой теме не имеют отношения. И, прошу заметить, хотя сюжет о победе над врагами был в исксстве древнего востока весьма популярен, конкретно на рельефах Персеполиса его нет. Это прогресс гуманизма, ящитаю.

Reply

cleanvuoksa April 5 2009, 09:12:19 UTC
Их всех уничтожила Таис, лично ;)

Reply

arina_t April 5 2009, 10:50:28 UTC
ОМГ, ты открыл мне глаза! Тогда конечно :)

Reply

edel April 4 2009, 20:02:13 UTC
Арина, я не видела реального Персиполиса, но Костя дал несколько ссылок - и я посмотрела. Конечно, по фотографиям так не понять, не почувствовать того, что вкладывали в свои барельефы и архитектуру персы (или это всё-таки строили по их заказам угнанные в неволю эллины, позже изуродованные "заказчиками" - ослеплённые, обезрученные? - правда ли это или просто предположения Ефремова?), для этого надо там побывать, постоять у того, что осталось от древних стен, поговорить с ними.
Так вот, по нескольким фотографиям трудно понять искусство, но пока оно оставило у меня впечатление "искусства без души". Это скорее красивость, чем красота. Конечно, не мне судить, я не специалист по древним искусствам, но я делюсь тем впечатлением, которое возникло у меня от фото Персеполиса: http://cleanvuoksa.livejournal.com/78950.html?thread=260454#t260454

И вот ещё мысли по оводу: http://cleanvuoksa.livejournal.com/78950.html?thread=259942#t259942
http://cleanvuoksa.livejournal.com/78950.html?thread=259686#t259686

Reply

cleanvuoksa April 4 2009, 18:57:50 UTC
Угу, я просто хотел своими словами объяснить.

Reply

edel April 4 2009, 19:07:28 UTC
Сегодня мы были в Вырице и с Натальей Птровной спонтанно зашёл разговор об этом же - о сожжении Персиполиса, об уничтожении красоты. Н аталья Петровна очень не одобряет этого в книге, говорит "Я бы с Ефремовым поспорила. Всю книгу воспевать красоту - и взять и уничтожить Персиполис". Но ведь Ефремов не сам это придумал: он просто взял исторический факт, который имел место быть - гетера Таис с факелом в руках носилась по Персеполису. И попытался этот факт осмыслить. Не просто осудить, а попытался понять, какие причины могли быть к этому. Я не знаю, насколько его Таис соответствует ральной исторической Таис - возможно, совсем не соответствует. Но Ефремов попытался понять, почему ЕГО Таис - такая, какой он её написал - могла бы совершить такой поступок, что могло её, чутко относящуюся к красоте и искусству, толкнуть на разрушение. И та философская мысль, которую он заложил в этот факел в руке Таис, та попытка осмыслить произошедшее - она для нас важна, по-моему, в большей степени, чем реальные события в реальном Персеполисе. Думаю над этим.

Reply


Leave a comment

Up