Среди комментариев к недавнему посту
Перекличка двух великих есть один любопытный.
Про сражение на речке Валерик и лермонтовское стихотворение,
благодаря которому сражение это осталось в нашей памяти: -
"По нынешним временам просто рядовая стычка.
С русской стороны потери - 70 человек. Если бы не Лермонтов, так и не запомнили бы дело."
Может, и так.
А на мой взгляд, есть куда как более значительное событие, связанное с этим сражением:
ведь если бы не было его, не было бы одного из самых необычных портретов Лермонтова.
Рисунок карандашом в профиль и, как говорили современники Лермонтова - самый похожий на него портрет.
Барон Дмитрий (Дитрих) Петрович фон Пален (1807-1894) не был профессиональным художником.
В 1840 году поручик артиллерии, офицер Генерального штаба барон фон Пален был прикомандирован в штаб отряда генерала А.В. Галафеева.
Его Чеченский отряд с марта по декабрь 1840-го выступал против горцев в Дагестане.
В том самом отряде оказался и Лермонтов во время его второй ссылки на Кавказ.
Оба они, и Лермонтов, и барон Пален принимали участие в кровопролитном сражении на речке Валерик.
Валерик - речка в Чечне, приток Сунжи. Название происходит от чеченского слова валлариг - мёртвый.
"Речка смерти", как назовёт её Лермонтов в стихотворении "Валерик".
Кроме стихотворения Лермонтов делал и иллюстрации к стихам.
"Резались жестоко, как звери, молча, с грудью грудь, ручей телами запрудили..."
Через несколько дней после сражения в палатке квартирмейстера 20-й пехотной дивизии подполковника барона Льва Васильевича Россильона (1803-1883),
где офицеры отдыхали после боя, барон Пален сделал серию портретных зарисовок карандашом многих участников того похода.
В том числе Лермонтова.
Это единственное профильное изображение Лермонтова и, как говорили его современники - самый похожий на него портрет.
В пояснении к портрету сказано:
"Портрет командира взвода 12-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова,
сделанный в июле 1840 бароном Д. П. фон дер Паленом на бивуаке у Миатлинской переправы в Дагестане,
примерно в 30 километрах юго-западнее крепости Грозная"
А это портрет генерала Галафеева, тоже Пален:
Портреты были собственностью барона Россильона.
В 1881 году портрет Лермонтова был передан П.А. Висковатову, первому биографу Лермонтова,
сейчас портрет в ИРЛИ - Институте русской литературы.
Барон Россильон терпеть не мог Лермонтова, Лермонтов отвечал ему такой же взаимностью.
Лермонтов в этом походе старался быть как можно ближе к жизни солдат,
а Россильон видел в этом лишь желание пооригинальничать.
Храбрость Лермонтова считал показной, хотя другие офицеры с этим не были согласны, включая генерала Галафеева.
Даже спустя много лет после смерти Лермонтова, когда к нему приехал Висковатов,
чтобы записать его воспоминания, Россильон не сменил своего неприязненного отношения:
"Лермонтов был неприятный, насмешливый человек и хотел казаться чем-то особенным.
Он хвастал своею храбростью, как будто на Кавказе, где все были храбры,
можно было кого-либо удивить ею!"
А насчёт портрета от Палена вот ещё мнение. От Александра Блока.
Из дневников Корнея Чуковского, который сделал запись весной 1920 года,
когда многие литераторы работали в коллегии "Всемирной литературы" под руководством Горького.
".. Всюду мы заседали вместе с Блоком и садились обычно рядом.
Вот он сидит и рассматривает портрет Лермонтова, напечатанный в книге,
потом показывает мне и говорит:
- Не правда ли, Лермонтов только такой? На этом портрете. На остальных - не он"...