Продолжим обзор зарубежных выставок, на которые нам не попасть.
Пожалуй, главная выставка этого года The Credit Suisse Exhibition: Raphael проходит в Национальной галерее Лондона. Её планировали открыть ещё в 2020 году к 500-летию со дня смерти художника, но коронавирус заставил сдвинуть все сроки, и выставка открылась только 9 апреля этого года, завершится она 31 июля. Выставка представляет уникальную возможность познакомиться со всем творчеством Рафаэля: как с его жизнью, знаменитыми картинами и рисунками, так и с работами в области археологии, архитектуры, поэзии и эскизами для скульптуры, гобеленов и гравюр. Шедевры Рафаэля на выставку предоставили Лувр, Национальная художественная галерея Вашингтона, Прадо, Уффици, музеи Ватикана и галерея Дориа Памфили.
Жизнь Рафаэля была коротка, работа плодотворна, а наследие блистательно. Его биография впервые была рассказана историографом Джорджо Вазари. Родившийся в Урбино в 1483 году, осиротевший в 11 лет, вундеркинд стал мастером живописи в 17 лет. Он покинул родину и переехал в Перуджу, где учился у Перуджино, а затем во Флоренцию, где осваивал дымчатую технику Леонардо. В Риме он работал на двух пап и их ватиканских банкиров, и ему было разрешено тайно наблюдать за работой Микеланджело в Сикстинской капелле.
Рафаэль Санти. Автопортрет, 1504-1506. Темпера на панели. © The Art Archive/Galleria degli Uffizi, Florence/Alfredo Dagli Orti
Карьера Рафаэля была трагически прервана его безвременной кончиной в возрасте 37 лет. Тем не менее, за свою относительно короткую жизнь он прошел путь от ряда скромных заказов в своем родном городе Урбино и его окрестностях до желанной должности одного из ведущих художников в дворе папы Юлия II.
Одна из самых первых работ была заказана Рафаэлю торговцем шерстью и банкиром Доменико Гавари для своей погребальной часовни, посвященной Святому Иерониму, в церкви Сан Доменико в Читта-ди-Кастелло в Умбрии, Италия.
Рафаэль Санти. Распятый Христос с Девой Марией, святыми и ангелами (Распятие в Монде), ок. 1502-1503. © Национальная галерея, Лондон
Ещё одна из ранних работ Рафаэля - "Сон рыцаря", является примером аллегорической живописи. Вероятно, сюжет картины был создан по мотивам эпической поэмы "Пуника" латинского поэта Силия Италика, которая рассказывает историю Второй Пунической войны. В поэме молодому солдату Сципиону, отдыхающему в тени дерева, предстают в видении две дамы - Добродетель и её соперница Наслаждение.
Рафаэль Санти. Аллегория (Сон рыцаря), ок. 1504. © Национальная галерея, Лондон
"Мадонна Террануова" названа по семье владельцев, итальянских герцогов Террануова. В 1854 году герцоги передали картину в Берлинскую картинную галерею, где она находится и сегодня. Слева от Мадонны с Младенцем Христом изображён младенец Иоанн Креститель, справа - ещё один святой младенец. На ленте, которую держат Иисус и Иоанн Креститель надпись "Ecce Agnus Dei" ("Вот Агнец Божий" - слова Иоанна).
Рафаэль Санти. Террануова Мадонна,1504-1505. © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie
Рафаэль Санти. Шествие на Голгофу, ок. 1504-1505. © Национальная галерея, Лондон
По мнению Джона Раскина, картина "Мадонна Ансидеи" Рафаэля - одна из величайших в истории живописи и является самим воплощением христианских идеалов. К главным её достоинствам он относил безупречное исполнение, выдержавшее испытание веками; реалистичную нежность золотых тонов; умиротворённость персонажей, акцентирование их духовной природы, а не внешности; радостное спокойствие, излучаемое картиной.
Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем со святыми Иоанном Крестителем и Николаем Барийским (Мадонна Ансидеи), 1505. © Национальная галерея, Лондон
Рафаэль Санти. Мадонна Ансидеи. Фрагмент
Рафаэль Санти. Проповедь святого Иоанна Крестителя, 1505. © Национальная галерея, Лондон
Рафаэлю было всего двадцать три года, когда он написал картину "Мадонна в зелени" для своего друга и покровителя Таддео Таддеи. Рафаэль избрал тему и соответствующую ей композицию, разработанную Леонардо да Винчи в картине Мадонна в скалах. Она основана на апокрифическом рассказе о том, как во время Бегства в Египет впервые, ещё будучи младенцами, встретились Иисус и Иоанн Креститель. Рафаэль перенёс эту сцену в типичный умбрийский пейзаж.
Рафаэль Санти. Мадонна в зелени (итал. Madonna del Prato, Мадонна на лугу), 1505-1506. Доска, масло. Музей истории искусств, Вена
Известно, что Рафаэль написал картину "Мадонну с гвоздиками", но в мире существует более 50 её копий. И только благодаря научно-техническим достижениям XX века было окончательно установлено, что "Мадонна с гвоздиками" из Лондонской национальной галереи - подлинная работа Рафаэля.
Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздиками (Мадонна деи Гарофани), ок. 1506-1507. © Национальная галерея, Лондон
На следующей картине изображена христианская мученица IV века Святая Екатерина, опирающаяся на колесо (отсылка к причине её смерти). Предполагают, что картина была создана перед самым отъездом Рафаэля из Флоренции в Рим.
Рафаэль Санти. Святая Екатерина Александрийская, ок. 1507. © Национальная галерея, Лондон
Моделью Рафаэля для картины "Немая" обычно называют Елизавету Гонзага - жену герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро, или сестру герцога Джованну. До 1631 года картина хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. В 1927 году картину вернули из Уффици в Национальную галерею Марке, на родину автора.
6 февраля 1975 года "Немая" вместе c двумя картинами Пьеро делла Франчески была похищена из музея и переправлена за границу. Спустя год Интерпол обнаружил все три картины в Локарно (Швейцария).
Рафаэль Санти. Немая, 1507. Холст, масло. Национальная галерея Марке, Урбино
"Мадонна Темпи" была создана Рафаэлем к концу его пребывания во Флоренции, в ряду других его знаменитых изображений богоматери. Но если в некоторых можно наблюдать отголоски влияния Леонардо, с которым Рафаэль познакомился и бывал в его мастерской, то "Мадонна Темпи" обнаруживает довольно оригинальное решение образа. Не исключено, что композиция была вдохновлена рельефами Луки делла Роббиа и Донателло.
Рафаэль Санти. Дева с младенцем (Мадонна Темпи), 1507-1508
У "Мадонны Эстерхази" из Музея изящных искусств в Будапеште своя история. Она была украдена в ночь на 5 ноября 1983 года вместе с другими работами Рафаэля, Джорджоне, Тинторетто и Тьеполо. Все работы, в том числе и эта, были обнаружены итальянскими карабинерами в заброшенном греческом монастыре недалеко от Эгио .
Рафаэль Санти. Богородица с младенцем и юным Иоанном Крестителем (Мадонна Эстерхази), ок. 1508. © Музей изящных искусств, Будапешт
Рафаэль написал "Мадонну Альба" по заказу Паоло Джовио - итальянского ученого-гуманиста, религиозного деятеля и придворного врача римских пап. В то время Рафаэль находился в расцвете творческих сил: достаточно сказать, что в том же году была создана знаменитая "Афинская школа". Картина "Мадонна Альба" - несомненно, одна из лучших Мадонн, созданных художником за всю карьеру. А ведь когда-то "Мадонна Альба" считалась наиважнейшим экспонатом Императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Рафаэль Санти. Богородица с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем (Мадонна Альба), ок. 1509-1511. © Национальная галерея искусств, Вашингтон
"Мадонна Гарва" напоминает работы Леонардо да Винчи. Вероятно, на заднем плане изображен вид на Рим. Картиной владело семейство Альдобрандини, в XIX веке она находилась в Англии, в собрании лорда Гарва.
Рафаэль Санти. Мадонна Гарва, ок. 1509-1510. © Национальная галерея, Лондон
Портреты Юлия II, в старости, существуют в трех версиях: в Национальной галерее, Лондон, в галерее Уффици, Флоренция и во дворце Питти, Флоренция. Исследования картин показали: картина в Лондоне - оригинал, в галерее Уффици - работа учеников Рафаэля, во дворце Питти - приписыватся Тициану, как копия с работы Рафаэля.
Римский папа изображён на портрете, по запискам Вазари, настолько живо и похоже, что кажется живым. При нём Микеланджело создал потолок Сикстинской капеллы и знаменитую статую "Моисей", которая должна была обессмертить Юлия II.
Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II, 1511. © Национальная галерея, Лондон.
Биндо Альтовити (1491-1557), флорентийский банкир, живший в Риме, был близким другом Рафаэля. На протяжении всей своей жизни он был преданным меценатом и коллекционером произведений искусства.
Рафаэль Санти. Биндо Альтовити, около 1515. Изображение: Коллекция Сэмюэля Х. Кресса
Моделью для женского портрета послужила возлюбленная Рафаэля, дочь пекаря Форнарина. Рафаэль встретил Форнарину, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над росписями Виллы Фарнезина, и именно её он изобразил на фреске "Триумф Галатеи".
Рафаэль Санти. Донна Велата, 1516. Дерево, масло. Палатинская галерея, Палаццо Питти, Флоренция
Кроме того, среди экспонатов есть произведения, которые в последнее время видели только посетители аукционных залов, например портрет Лоренцо Медичи, проданный на Christie’s в 2007 году. На портрете изображен Лоренцо Медичи, герцог Урбинский, внук Лоренцо Великолепного, правивший Флоренцией с 1513 по 1519 год - самый знаменитый меценат своего времени. Лоренцо Медичи был племянником папы Льва Х - главного покровителя творчества Рафаэля, а также отцом французской королевы Екатерины Медичи.
Рафаэль Санти. Лоренцо II ди Пьеро де Медичи, ок. 1516
Композиция "Мадонны с розой" заимствована из полотна Леонардо да Винчи, которое не сохранилось до настоящего времени. Название картины происходит от цветка на столе, хотя теперь цветок считается поздним добавлением.
Не существует никакой документации относительно того, когда эта картина прибыла в Испанию, но она упоминается в списках монастыря Эскориал (Испания) за 1667 год.
Рафаэль Санти. Мадонна с розой, 1518. Дерево, масло. Прадо, Мадрид, Испания
На двойном портрете, кроме самого Рафаэля, изображён Джулио Романо - итальянский живописец и архитектор, наиболее значительный из учеников Рафаэля. Уроженец Рима, помогал своему учителю в его капитальных работах, а именно в украшении ватиканских станц Элиодора и дель-Инчендио, исполнил некоторые фрески. Наиболее оригинальная его работа находится в Мантуе - это Палаццо дель Те.
Рафаэль Санти. Автопортрет с Джулио Романо, 1519-1520. Холст, масло. Фотография: © RMN-Grand Palais, Музей Лувра
Кастильоне - придворный, дипломат и ученый, автор невероятно популярной "Книги придворного" (1528), был близким другом Рафаэля.
Рафаэль Санти. Бальдассаре Кастильоне, 1519. Изображение: Музей Лувра, Париж
"La Fornarina" ("Булочница"), так назвал эту картину Рафаэль. На ней - полулегендарная возлюбленная художника, дочь пекаря Маргерита Лути. Когда Рафаэля не стало, она ушла в монастырь. Возможно, именно с неё писал художник и свою знаменитую "Сикстинскую мадонну".
Рафаэль Санти. Женский портрет (Ла Форнарина), 1519-1520. Фотография: © Galleria Nazionale di Arte Antica
Подготовительный набросок фигуры в большом запрестольном образе "Преображение" (Пинакотека Ватикана) показывает мастерство Рафаэля в рисовании человека. Рисунок Рафаэля был продан на Sotheby’s в Лондоне в 2012 году за $47,8 млн
Рафаэль Санти. Эскиз головы апостола в Преображении, 1519-1520. © Частная коллекция. Изображение: Частная коллекция, Нью-Йорк
Рафаэль Санти. Эскиз ангела, ок. 1515-1516. © Музей Эшмола, Оксфордский университет
Дизайн этого огромного гобелена напрямую основан на небольшой картине Рафаэля "Видение Иезекииля"
Рафаэль Санти. Бог Отец в сопровождении символов евангелистов
Источники информации: www.nationalgallery.org.uk, news.artnet.com, www.sedmitza.ru, afisha.london, muzeemania.ru, википедия