Ценности предпринимательства , как основной метод перекодирования русского сознания и адаптации рабов к рыночной оккупационной системе.
Некоторые выводы по социологическому исследованию ценностей бизнеса в России.
1. Нужно признать, что предпринимательская активность в российском обществе пока еще находится на более низком уровне по сравнению с другими странами. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является неприятие населением России ценностей предпринимательства (бизнеса). Среди данных ценностей необходимо отметить следующие - стремление к денежной наживе и высокому материальному статусу, индивидуализм, желание помыкать окружающими за счет капитала, своекорыстие, хитрость, потребность манипулировать окружающими, изворотливость, отсутствие нравственных предрассудков и прочие качества, необходимые для успешного достижения целей бизнеса. Важнейшим качеством успешного предпринимателя является способность абстрагироваться от конкретных людей и коллективов, рассматривая их лишь как основной ресурс своего бизнеса.
Наше исследование показало, что население не жалует и сами предпринимательские слои. Такое отношение происходит из глубоко укоренившейся системы ценностей, в которой ценностям предпринимательства пока ещё нет места. Положительным моментом является лишь то, что среди молодого поколения (18-30 лет) в отличие от других групп населения больше представителей, разделяющих предпринимательские ценности. В то же время, если проводить сравнение с другими странами, то оказывается, что российская молодёжь все еще уступает в предпринимательской активности молодёжи из других стран.
2. В российском обществе существует прослойка людей (приблизительно 14 %), система ценностей которых позволяет говорить о них как о потенциальных предпринимателях. Данные индивиды полностью поддерживают ценности предпринимательства, но для того, чтобы они занялись бизнесом, необходимо дать им некоторый толчок - устранить те факторы, которые мешают им сделать это (отсутствие стартового капитала, нехватку знаний, сомнения, страх и др.), а также повысить роль мотивации занятия бизнесом. Именно на эту группу людей должно быть нацелено основное внимание государственных органов и бизнес инкубаторов, стимулирующих развитие предпринимательства. В настоящее время данные индивиды предпочитают традиционные для РФ стратегии жизни в виде работы по найму.
Выводы и рекомендации.
Активное изучение предпринимательства в постсоциалистической России берет начало с 1990-х гг. Оно связано прежде всего с тем, что предпринимательство было новым явлением для страны. В настоящее время исследование этой сферы деятельности в нашей стране необходимо, с одной стороны, в связи с важностью развития предпринимательства в обновляемой России, а с другой - из-за низкой предпринимательской активности российского общества по сравнению с другими странами. Кроме того, прослеживается неоднозначное отношение к предпринимательству в различных слоях общества. Предпринимательские ценности еще не стали полностью принятыми и позитивно оцениваемыми, что в определенной мере затрудняет как процесс полноценной интеграции предпринимателей в социум, так и процесс пополнения этого слоя.
Социальный слой предпринимателей в разное время в зависимости от типа общества занимал различное положение в социальной структуре. На это оказывали влияние такие факторы, как полит-экономическая система, идеология, культура, отношение населения страны к предпринимательской деятельности и предпринимателям, поведение предпринимателей в социуме и т.д. В настоящее время основную массу мелких и средних предпринимателей в нашей стране социологи относят к среднему классу.
В структуре предпринимательского слоя нами были выделены два типа рыночных субъектов (две группы), чьи поведенческие практики на рынке существенно отличаются. Это «обычный» предприниматель (бизнесмен) и предприниматель в более узком понимании (инноватор). Первым движет стремление к получению максимальной прибыли, второй стремится к самореализации, позиционируя это стремление как решение проблем и удовлетворение потребностей самого общества. К сожалению большинство предпринимателей в современной России принадлежит к первой группе.
Тем не менее в современных условиях появляются и новые виды предпринимательства (социальное предпринимательство, эко-предпринимательство, инфо-предпринимательство) и его переходные формы (временная занятость, фрилансерство). Новые формы характеризуются как изменением характера предпринимательской деятельности, так и уменьшением рисков, которые несет предприниматель. Первоначальный капитал здесь играет второстепенную роль, уступая место оригинальности бизнес-идеи и способу ее презентации аудитории - прибыль является результатом предпринимательской деятельности, а не ее целью. В связи с этим , для успешного вовлечения россиян в предпринимательскую деятельность важно создать представление, что под предпринимательством следует понимать независимую индивидуальную деятельность по созданию нового дела, обещающего в будущем стать прибыльным.
К профессиональным ценностям субъектов предпринимательства относятся, прежде всего, рациональность, инициативность, отсутствие нравственных предрассудков (раскрепощенность), индивидуализм, способности имиджмейкерства ( образы социальной ответственности, филантропии и т д.).
Ценности являются регуляторами индивидуального и общественного поведения индивидов, в том числе предпринимателей.
При этом в странах Запада не существует противоречий между ценностями предпринимателей и ценностями большинства населения в целом. В России же большая часть населения разделяет прямо противоположные ценности (уравнительство, коллективизм, патернализм, общинность, солидарность, нестяжательство и т.д.) в силу определяющей роли внерыночной идеологии и культуры в различных сферах жизни на протяжении многих столетий. В связи с этим наблюдаются отстраненность от ценностей бизнеса и нежелание заниматься предпринимательской деятельностью у основной части населения, что в свою очередь приводит к еще большей ориентации общества на антирыночные ценности советского периода (коммунизм, патернализм, уравнительство, взаимопомощь и т.д.).
Источником ценностей, идущих вразрез с предпринимательскими ценностями и деятельностью , выступают рудиментарные социальные институты российского общества, функционирование которых лишь формально соответствует ценностям цивилизованного предпринимательства.
Известно, что предпринимательская активность общества тем выше, чем больше в нем доля лиц, разделяющих ценности предпринимательства. Поэтому устранение второстепенных причин, негативно влияющих на вовлечение россиян в занятие бизнесом (коррупция, бюрократия, высокие налоги, рейдерства и т.д.), ни когда не приведет непосредственно к укоренению предпринимательской активности .
Результат привития обществу ценностей бизнеса зависит от ценностей, интернализованных в процессе социализации через основные социальные институты (семьи, образования, религии, культуры), а также политические и экономические институты утвержденные в России. Только посредством глубокого процесса превращения внешних действий, презентаций, предпринимательских форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение большинством населения рассматриваемых нами норм, ценностей, установок, представлений , возможен переход субъективных представлений в объективно значимое для социума. Лишь после этого ценности смогут передаваться следующим поколениям, как это и происходит в странах цивилизованного предпринимательства.
Специфика ценностных ориентаций всего общества и предпринимательского слоя современной России влияет на поведенческие практики и характер социальной адаптации самих отечественных предпринимателей. Для представителей данного слоя характерен целерациональный тип социального действия (по М. Веберу) и инновационный тип адаптации (по терминологии Р. Мертона), при котором нарушаются институционализированные средства достижения целей, а ценностные ориентации связаны только с "чистыми" интересами конкретного бизнеса в ущерб имиджу всей системе , позиционируемой с точки зрения соблюдения общественных интересов.
Субъекты российского предпринимательства склонны ориентироваться на ценности исходя из собственного опыта и рыночных реалий, а не из провозглашаемых властями идеальных ориентиров и представлений модернизации и инновационности. Предприниматели, как и общество в целом, более всего разделяют ценности семьи (61,9 % и 64,5 % соответственно), жизни (47,6 % и 51,2 %) и общения (35,7 % и 43,1 %) (эти ценности входят в «интегрирующее ядро»). В то же время независимость (33,3 % и 20,4% соответственно), инициативность (23,8 % и 9,5%) и свобода (21,4 % и 14,7 %) занимают также высшее положение в системе ценностей предпринимателей («интегрирующий резерв»), но пока лишь только только срединное место у населения («оппонирующий дифференциал»).
Предпринимательская активность в российском обществе является довольно низкой (по различным оценкам количество предпринимателей составляет 2,2 % - 4,8 %) по сравнению с другими странами. Важной причиной такого положения является неприятие населением России ценностей предпринимательства («инициативность», «свобода» и «независимость») и неприязненное отношение к самому предпринимательскому слою. В то же время среди россиян существует прослойка людей (приблизительно 14 %), которые являются потенциальными предпринимателями. Среди данной прослойки преобладает мужская часть населения молодого возраста.
В данной научной работе на основе результатов исследования проанализирована роль личных неформальных связей, риска, в предпринимательской деятельности. Сами предприниматели отводят малую роль данным ценностям. Это объясняется небольшими масштабами бизнеса респондентов. Напротив, преемственность, передача собственности и бизнеса будущим поколениям отмечена респондентами как важный фактор. Такую точку зрения имеют в основном респонденты средней возрастной группы, занимающиеся бизнесом более десяти лет. В исследовании делается вывод о том, что в связи с переходом первых российских предпринимателей в группу третьего поколения и с увеличением количества сделок по продаже российского бизнеса иностранным корпорациям в ближайшее время будут актуальными исследования, анализирующие такую ценность среди местных бизнесменов, как преемственность бизнеса, главным образом будущими поколениями в рамках одной семьи.
Проведённое исследование позволило сформулировать следующие практические рекомендации органам российской власти, осуществляющим функции в сфере регулирования отношений субъектов предпринимательства и различным объединениям предпринимателей.
- обучать предпринимательству следует лишь ту прослойку населения (в России приблизительно 14 %), которая в настоящий момент разделяет ценности предпринимательства и в целом положительно относится к предпринимательскому слою;
- основную ставку в трансляции предпринимательских ценностей в сознание российских масс необходимо сделать на молодое поколение, вследствие аморфности и динамичности их ценностной системы;
- для эффективного укоренения ценностей бизнеса следует развивать предпринимательство лишь на основе добровольных (высокопритязательных) мотивов, а также поощрять форму ведения бизнес деятельности , как «инноватора», а не как «бизнесмена»;
- предпринимательские ценности должны реально и глубоко, а не только формально, разделяться основными социальными институтами имеющими место в РФ. Это основополагающий принцип.
По материалам НБ диссертаций и авторефератов (2013 год)
==============
справка о базовых понятиях
Русский
http://9e-maya.com/index.php?topic=106.msg644#msg644 Русский Завет и Русская Идея (система ценностей и целей)
http://9e-maya.com/index.php?topic=106.msg646#msg646 источник -
http://9e-maya.com/index.php?topic=449.msg1039238#msg1039238====================
.....
продолжение темы (!!!)
http://ckychnovosti.livejournal.com/557194.html Как из русского населения вытравляют народно-коммунистические предрассудки и убеждения
(легитимизация ценностей бизнеса в российской культуре)