Римляне ходят без штанов! Или человек как существо историческое

Feb 27, 2024 12:53





Каждый человек сначала знаток мифов, принятых в его обществе, и лишь затем пахарь или пользователь ножа и вилки. Причем, последние два качества ему диктует общественная мифология.



Самые простые, «естественные» или «базовые», казалось бы, потребности, если копнуть поглубже, оказываются изощренной выдумкой чьего-то сумрачного гения.

Например, Гай Юлий Цезарь, предтеча евроцентризма, считал само собой разумеющимся, что всему человечеству следует исполнять требования римской мифологии, сложившиеся в специфических условиях довольно теплого климата.

По его мнению выходило, что римлянам полезно ходить без штанов, а следовательно потребности в штанах нет, или это проявление варварства. Вот такая «база».

Что людям полезно жить в городах, а, следовательно, нет потребности в деревнях. Ещё Никита Хрущёв мечтал о переселении всех крестьян в города.

На деле же, и деревня и полис не отвечают естественному ходу вещей. Это изобретения.

Животные не изобретают свои миры. Львы и попугаи живут в физическом мире, который есть то, что он есть, независимо от нашего к нему отношения. Или от отношения к нему львов и попугаев.

Но как только мы начинаем взаимодействовать с другими людьми и жить, как говорится, «в обществе», центральное значение получает конструирование общественного мифа и, на его основе - истории.

В человеческом мире всё не так, как в природе. Всё является изобретением, история, разумеется, тоже, а коллективная психика защищает эти изобретения мифологическими требованиями: «Снимай штаны, подлый варвар!»

Нельзя преуспеть ни в каком обществе, не подчиняясь его мифологическим требованиям, которые не имеют никакого отношения к гигиеническим или экономическим потребностям, которые, как думали Маркс и Энгельс, лежат в основе развития.

На деле направление развития человеческого общества определяет его коллективная психика, описывающая себя в терминах мифологии. Ни характер этой психики, ни производная от неё мифология не являются чем-то «само собой разумеющимся».

Эту и другие истории из большого цикла «Психоистория России и Запада» вы вскоре сможете регулярно читать на Boosty.to, где будут выложены материалы семинара психоисториков примерно за 10 лет и текст книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное».

А в завершение это краткой зарисовки я хочу привести красивый и некогда вдохновивший меня фрагмент из Гегеля.

«На первый взгляд кажется, что эти акты мышления принадлежат истории, отошли в область прошлого и лежат по ту сторону нашей действительности. Но на самом деле то, что мы есть, являет собой нечто историческое, что мы представляем собой как принадлежащие истории.

Обладание самосознательной разумностью, присущее нам, современному миру, не возникло сразу и не выросло лишь на почве современности, а его существенной чертой является то, что оно есть наследие.

Подобно тому, как масса средств и сноровок, учреждения и привычки общежития и политической жизни суть … результат предшествовавшей нашей современности истории, точно так же и то, что мы являем собой в науке и, ближе, в философии, тоже обязано своим существованием традиции…

Традиция не есть неподвижная статуя; она живая и растет подобно могучему потоку, который тем больше расширяется, чем больше он отходит от своего истока.

[духовное содержание традиции] является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатствами; и, вместе с тем, это полученное наследство низводится получившим его поколением на степень предлежащего материала, видоизменяемого духом. Полученное, таким образом, изменяется, и обработанный материал, именно потому, что он подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется.

Природа [такого] творчества заключается в том, что оно имеет предпосылкой наличный духовный мир и что, усваивая его себе, [творческая мысль] вместе с тем и преобразовывает его, - от этой природы творчества и зависит то, … что ход истории показывает нам не становление чуждых нам вещей, а наше становление, становление нашей науки».

Г.В.Ф. Гегель, Лекции по истории философии.

Гегель, психоистория

Previous post Next post
Up