Египетский поход Ростислава Фадеева

Aug 16, 2019 10:52

«Должен сказать, что я не встречал в своей жизни человека более образованного и талантливого, чем Ростислав Андреевич Фадеев, что, впрочем, должно быть известно всем образованным людям в России, ибо Фадеев написал замечательные работы не только по военной части, но и по внутренней и внешней политике».
- Граф С. Ю. Витте, племянник генерала Фадеева

«Я не знаю книг по восточной политике России, равных по силе и по широте исторического горизонта фадеевской «Кавказской войне» и его «Письмам с Кавказа»; конечно, славянская внешняя программа России нигде не излагалась глубже и зрелее, чем в его «Мнении о восточном вопросе»; наконец, лучшим выражением идей русского конституционализма эпохи Александра II бесспорно была книга Фадеева «Русское общество в настоящем и будущем (Чем нам быть)».
- Барон Б. З. Нольде

Когда либералы-западники, такие как Витте и Нольде, хвалят славянофила ультраконсервативных взглядов, это само по себе должно привлечь внимание историка. Да тут оказывается, что они еще и родственники: Витте, как и Фадеев, представитель младшей ветви рода Долгоруких.

А еще добавим, что политический недруг Р. А. Фадеева военный министр Д. А. Милютин был начальником штаба главнокомандующего Кавказской армией князя А. И. Барятинского, а Фадеев - его адъютантом, душой армии, именно он в 1859 г. брал Шамиля в Гунибе, возможно, ему Шамиль отдал свое знамя. Во всяком случае, Фадееву, настоявшему на штурме и возглавившему его, это знамя оставил Барятинский.

Победители поссорились по поводу военной реформы: Фадеев был категорически против демократизации армии. Их конфликт с Милютиным расколол русскую армию, их пытался примирить Александр II, но так и не примирил.

Вражда двух семейств продолжалась и после ухода обоих выдающихся русских деятелей из большой политики, превратившись в конфликт между генштабом и МВД («милютинцы») и Минфином («фадеевцы»). Уже после падения монархии в прежний спор о приоритетах русского пути оказались вовлеченными большевики. Сталинисты - это, в известном смысле, «нео-фадеевцы», а бухаринцы - в известном смысле, «нео-милютинцы».

Будучи по отцу Милютиным, а по матери - Фадеевым, я вправе считать себя живой частью этого актуального и сегодня исторического диалога.

Взять хотя бы Египет.

Египет был еще одним (помимо моего рождения) редким случаем единства мнений кланов Киселевых - Милютиных и Долгоруких - Фадеевых, на которых опирались вюртембергцы, такие как великая княгиня Елена Павловна, последняя из трех великих русских женщин-политиков и вторая из двух великих русских немок, вдохновившая царя на отмену крепостного права.

Она же, Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, была, по сути, автором русского панславизма, идеологом кавказских и балканских войн.

Эти войны должны были увенчаться присоединением Иерусалима и Константинополя к России. Имя «Елена» было взято в честь Елены Константинопольской, которая этими городами когда-то владела.

Война за Русский мир по версии Елены Павловны должна была выглядеть как тройное наступление на Османскую империю: со стороны Кавказа в союзе с местными христианами, через Балканы вместе со славянами и из Египта вместе… с турками и албанцами. Командным языком в египетской армии был турецкий.

Таким образом, появление Р. А. Фадеева в Каире в 1875 г. в качестве военного советника египетского хедива едва ли было только его личной инициативой. Здесь он пользовался поддержкой посла Н. П. Игнатьева, «милютинца», панслависта, одного из авторов плана присоединения к России Средней Азии.

Граф Игнатьев был под стать Фадееву - рубака, авантюрист, человек со смелыми геополитическими взглядами и большими амбициями.

Осторожный критик скажет: «Ну и что? Ничего из этого не вышло. Лучше бы шаурмой торговали».

Да, сейчас мой народ опять качнулся в сторону «здорового консерватизма». Однако такие русские как Фадеев, Милютин, Игнатьев и их Фредерика Шарлотта мне нравятся больше.



А с другими тоже русскими у нас несколько разные России.

С моей версией отечественной истории можно познакомиться в скайпе.
Описание курса по этим ссылкам:

Общие сведения
Психоистория как наука
Модуль 1. Древняя Русь или психоисторический кастинг
Модуль 2. От Москвы к России. Взгляд аттрактора в себя
Модуль 3. От Петра I до Пугачева. Плюсы и минусы российского западничества
Модуль 4. Россия как часть европейского концерта
Модуль 5. Падение самодержавия
Модуль 6. Октябрьская революция и диктатура Ленина
Модуль 7. Формирование технократического государства
Модуль 8. Советская власть в поисках мира и счастья
Отзывы участников курса

Чтобы прослушать этот курс в скайпе, пришлите мне личное сообщение.



Об авторе
Евгений Владимирович Милютин (род. в 1965 г.) - российский историк, востоковед, получивший образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ, Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имеет ранг второго секретаря российской дипломатической службы. Писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», изданной в 2017 г. в Германии. Журналист, пишущий на темы психоистории, постоянный автор газеты «Литературная Россия». Руководитель международного сообщества психоисториков «Зеленая Лампа».

национальный интерес, новый курс русской и советской истории, история России, психоистория

Previous post Next post
Up