IX. Курс психоистории России. Модуль 8. Советская власть в поисках мира и счастья

Apr 18, 2019 14:48

После второй мировой войны настроения в советском обществе, как в верхах, так и в низах, пережили масштабную трансформацию.

Неуверенность в долгосрочном выживании советской системы, преувеличенный фанатизм по отношению к ней, страхи перед внутренними заговорами или нападением извне, сменились гордостью за военные усилия Советского Союза и за одержанную победу.

Второй, не менее важной стороной нового мироощущения, было желание не выживать, а жить полноценной жизнью. Жить в материальном достатке и без страха быть обвиненным в нелояльности. Позволить себе, например, дачу, купить машину, иметь досуг не для субботника, а чтобы ходить по грибы ради удовольствия.

Советские верхи и сами были заражены этими настроениями, и опасались их проявлений в народе и среди «молодых руководителей». Страхи элиты, вышедшей из сталинской шинели, были связаны как с персональной ответственностью за вынужденные и невынужденные ошибки и преступления недавнего сурового прошлого, так и с риском проиграть мирное соревнование американскому капитализму товарного счастья, возбуждавшему симпатии зависимых от СССР стран в Восточной Европе.

Стремление выиграть мир характеризует всю послевоенную политику СССР. Достижение этой цели предполагало, во-первых, создание зажиточного советского общества, и, во-вторых, признание советской сферы влияния в мире со стороны США как лидера Запада.

Лекции

35. Два победителя. Картина послевоенного мира, как ее видели в США и в СССР
Почему именно Америка должна править миром? Идеологическая мотивация американской внешней политики; длинная телеграмма Джорджа Кеннана о «советском поведении»; «не испив чашу истины до дна»: Джон Голсуорси и Уолтер Липпман о добросовестных заблуждениях британцев и американцев; «мирное сосуществование как форма классовой борьбы»: конфликт идеологических и прагматических мотивов в советском политическом мышлении; вопрос о Югославии и планах балканской федерации; отвергнутое предложение Сталина о признании советской сферы влияния.

Положение победителей во второй мировой войне вплотную столкнуло СССР и США с феноменом, с которым они до сих пор могли знакомиться лишь эпизодически: друг с другом. Как американская, так и советская мысль с трудом справлялись с предвзятыми представлениями о себе и о партнере, а также с интересами сонма сателлитов, клиентов, иждивенцев и марионеток, которые они были вынуждены обслуживать в качестве сверхдержав. В апреле 1947 года, после двух лет тупиковых и все более острых встреч советских и американских дипломатов, Сталин пригласил государственного секретаря Джорджа Маршалла на личную встречу, по итогам которой очередная советская попытка достичь «полюбовного» соглашения была отвергнута американцами. Советский Союз был поставлен перед необходимостью изобретения собственной версии того, что может быть названо сдерживанием «американского сдерживания». Надежды на мир под управлением двух полицейских уступили место «холодной войне».

36. XX съезд КПСС и дети XX съезда
Обещание Н. С. Хрущева советскому народу; за скобками доклада о культе личности Сталина; хайдеггеровский «просвет бытия» и советская культура; две фундаментальные точки зрения по поводу прошлого: А. Солженицын и Б. Окуджава; повесть В. Аксенова «Звездный билет» как книга поколения; аксеновские мотивы в творчестве братьев Стругацких и К. Муратовой; конструктивная сторона бунта против конформизма: повесть А. Мирера «Главный полдень» и движение юных коммунаров.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер утверждал, что все человеческое существование пребывает в просвете бытия, образованном словами речи. Самые очевидные условия повседневности, не будучи вербализованными, все равно что не существуют. В этом смысле доклад Хрущева о культе личности Сталина на XX съезде КПСС стал резким расширением просвета, в который ворвались мысли и чувства, дотоле скрывавшиеся во тьме. Наряду с требованием «хорошо пожить», исходившим от более старшего поколения, пережившего войну, оттепель породила и бунт против конформизма в духе самых радикальных левых идей 1920-х гг., которые неожиданно оказались близкими молодой поросли советской технократии. Одним из долговременных последствий оттепели стали реформы советской экономики в попытке совместить несовместимое: трудновыполнимое желание комфорта в настоящем и еще более затратное бегство в будущее.

37. Проигранная «выставочная война» 1959 г. и противоречивая реформа советской экономики
Обмен символами веры: советская выставка в Нью-Йорке и американская выставка в Сокольниках; третья точка создания ценности; реформы Косыгина - Либермана: СССР как ЭВМ и прибыль без рынка.

На выставке в Сокольниках советские люди впервые столкнулись с тем, что позже будет названо «мягкой силой» и «хэппикратией». «Мягкое» американское вторжение в умы советских людей было тем более успешным, чем меньше они знали о том, как долго и трудно оно готовилось. А вот технические чудеса Советского Союза, выставленные в Нью-Йорке, оставили американскую публику равнодушной. В отличие от американского капитализма товарного счастья, создателями которого были не капиталисты, а философы, социологи и психологи, будущее советских реформ оказалось в руках, или, точнее, в умах счетоводов и инженеров, которые скопировали и перенесли на советскую почву лишь те элементы американской действительности, которые поместились в их хайдеггеровский «просвет бытия». «Коммунистический флирт с прибылью», как отозвался в 1965 г. о реформах Косыгина - Либермана журнал Time, не мог увенчаться законным браком и породил, скорее, экономическое беззаконие.

38. Почти выигранная «холодная война»
Советская поддержка национально-освободительных движений в третьем мире; война во Вьетнаме и арабо-израильские войны в контексте советской версии сдерживания; споры в советском руководстве по поводу концепции внешней политики; переговоры Брежнева и Никсона об ограничении стратегических вооружений и о принципах взаимоотношений двух сверхдержав.

Чтобы ослабить угрожавшее СССР давление Запада в Европе, советская дипломатия избрала стратегию активных действий на периферии Запада, расшатывания бывших колониальных систем Англии и Франции, которые США пытались поставить под свой контроль. Идеологическое противостояние двух систем в этой игре было второстепенным фактором. Уступая США и другим западным странам в плане экономического благополучия, СССР, тем не менее, добился существенных успехов в ослаблении влияния Запада в «третьем мире» и, в конечном счете, вынудил попавших во «вьетнамский капкан» американцев «пойти на мировую».

Усложнение советской дипломатической игры, особенно, переговоры с США по поводу разрядки потребовали выработки формальной концепции внешней политики СССР, которая была принята в 1968 г. и, как ни странно, пережила распад Советского Союза. Если отвлечься от тонкостей скорее стилистического, чем дипломатического свойства, можно заметить, как основные мотивы советско-американской «большой игры» 1960-х - 1970-х гг. вновь проявляются в актуальной политике России и США, сочетающей взаимное сдерживание с попытками найти основу для примирения противоречивых интересов в Европе и на Ближнем Востоке. Значительный интерес в контексте данной темы представляет также российское сближение с Китаем: действительно ли отношения РФ и КНР являются самостоятельным направлением внешней политики этих стран, или их следует рассматривать в качестве развития «третьей корзины» советской стратегии?

39. Сближение Советского Союза с Францией и Германией и общеевропейский процесс
Франция как «возмутитель спокойствия» в НАТО; визит Шарля де Голля в СССР; «новая восточная политика» ФРГ; Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; основные положения Хельсинского Акта.

Последствия второй мировой войны в Европе долгое время проявлялись в неравенстве европейских государств как субъектов международных отношений. США и СССР по праву победителей стали патронами, возглавлявшими зоны влияния. При этом НАТО и Варшавский договор взаимно считали друг друга угрозой «всеобщему миру».

Такое положение сохранялось до начала 1970-х гг., когда великие державы и некоторые государства «второго ранга» решили, что их интересам больше соответствует общеевропейский процесс дипломатии и других форм сотрудничества множества равных суверенов «как в довоенной Европе». Хотя не могло быть и речи о роспуске союзов или об отказе США и СССР от их лидерских «обязательств», Хельсинский заключительный акт сделал идеологические и юридические границы союзов более размытыми, поведение европейских держав более свободным, а «феодальные права» двух патронов были ограничены чем-то вроде общеевропейской Хартии вольностей.

40. Бегство на запад через черный ход. Разрядка, коррупция и вульгарный гедонизм
Два смысловых потока «оттепели» 1960-х; 1970-е: победа гедонистического начала в советской культуре; ошибки институциональной политики в СССР; «байкальское дело»; «азербайджанское», «сочинское» и другие антикоррупционные расследования; торговые шлюзы разрядки и могли ли они разрушить Советский Союз?

В финальной стадии своей истории советский организм страдал от такого великого множества болезней, что диагноз ему поставить затруднительно. Как найти ту небольшую ранку или царапину, с которой всё началось? Искания «оттепели», а затем и оживленная торговля с Западом могли быть ответственными за пробуждение потребительских инстинктов советского человека, но почему эти инстинкты, помогающие росту западных экономик, разрушили советскую?

Институциональные недостатки СССР, о которых пойдет речь в заключительной* лекции курса, почти не осмыслены в российском обществознании, а многие симптомы «советской болезни» не устранены и по сей день. Означает ли это, что точку в советской истории ставить рано?

*Эта программа писалась ради удовлетворения академических интересов некоторых российских ВУЗов. Что касается нынешних участников семинара в скайпе и тех, кто сможет к нам присоединиться в будущем, то с ними мы пойдем дальше, чтобы исследовать не только завершение истории СССР, но и актуальное российское мышление.

Психоистория как наука. Общие сведения
I. Курс психоистории России. Общие сведения

Лекции курса читаются один раз в неделю по скайпу. Для записи: milutinev@rambler.ru Или через личные сообщения в ЖЖ или Фейсбуке.

Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук.

новый курс русской и советской истории, психоистория

Previous post Next post
Up