Марксизм и будущее

May 05, 2019 08:52



Сегодня день рождения Карла Маркса - создателя самой влиятельной идеологии XX века.

Таковой она остается и по сей день. В 2012 г. британское издательство Penguin намеревалось выпустить юбилейное издание «Манифеста» тиражом всего 1700 экземпляров - стандартный тираж серии из 80 изданий, в которую вошли классические произведения эпохи Модерна. Но затем было выпущено еще 80 тыс. экземпляров, а через неделю, когда и их смели с прилавков, еще 100 тысяч. Подобный читательский интерес к другим предложениям в этой серии отмечен не был.

Означает ли это что учение Маркса целиком "верное", что его коммунизм научен?

В некоторых аспектах идеология марксизма совпадет с представлениями либералов. В других аспектах коммунизм и либерализм различаются. Как и либерализм, марксизм считает, вещь, материю исходной точкой развертывания мира, порождающей в дальнейшем и мышление.

Доказать это эмпирически или логически пока никому не удалось. Нет и, вероятно, не будет таких доказательств.

Но, в отличие от либералов, Маркс никогда не претендовал на всеобщность своей точки зрения.

То, что для Локка было выражением картины мира, желательной для всех разумных людей, Маркс объявляет идеей только части людей, за которыми будущее. А именно, идеей рабочих, возглавляемых коммунистами. Он осознает себя в «Манифесте» не как философа или ученого (Локку, чего доброго, и такое могло прийти в голову!) а именно как идеолога.

«Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения».

То есть, коммунизм понимается Марксом не как какая-то «профессорская наука», а как сугубо утилитарная проповедь, необходимая для завоевания коммунистами политической власти.

В другом случае, еще более откровенно, коммунист и друг Маркса Энгельс говорит об идеологии как о «ложном сознании». Это настолько великолепная философская мысль (и циничная), что она даже кажется бессмысленной. Почему же класс лжет себе? Или это коммунисты ему лгут?

А потому ложное, что это мысль класса о себе. Каждая классовая мысль становится неизбежно односторонней, неистинной, она о своем интересе, она обязательно враждебна антагонисту - будь то природа или другой класс.

«Идеология - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные побудительные силы, которые приводят его в движение, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создаёт себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах». - Ф. Энгельс в письме Францу Мерингу.

Эта мысль отсылает к написанной Энгельсом совместно с Марксом большой работе «Немецкая идеология», где вся наличествующая в обществе совокупность социального знания понимается как выражение интересов эксплуататорского, либо эксплуатируемого классов. Или - или.

А как быть с социологией, психологией, экономикой, то есть науками о мыслях людей? Получается, что науки о мышлении, с марксистской точки зрения, не только несостоятельны, но даже и невозможны. А раз так, не может быть и наук об обществе. Чем же тогда занимаются Энгельс и Маркс?

А они так и говорят о себе: мы не ученые, мы практики. Мы культивируем ложное сознание? Именно так!

Но, позвольте, господа буржуи, мы так поступаем именно потому, что ничто иное невозможно по определению. Бытие, материальный интерес определяет сознание. А все материальные интересы односторонни, эгоистичны, ложны каждый по отношению к каждому. Неантагонистического, неидеологического, объективного, истинного социального знания коммунизм не предполагает.

Огромная беда искренних коммунистов состоит в том, что они не видят ни истинной силы марксизма, ни тех задач, которые марксизм поставил перед марксистским обществоведением.

Сила марксизма основана не на его истинности, а на этической проповеди, на обличении социальной несправедливости. Но для перехода в будущее, более справедливое состояние общества, в марксизме многого не хватает.

А именно, представлений о человеке, и о движущих им мотивах, об обществе и о государстве, и условиях, необходимых для их развития. То есть, всего того, что марксизм на заре своей истории объявил "ложным сознанием".

Обличая либеральные теории такого рода, марксисты правы, но они не правы в том, что отказались от создания собственных теорий того же рода, ориентированных на социальную справедливость как конечную цель.

философия истории, психоистория

Previous post Next post
Up