Мина, мина, шекель и полмины

May 06, 2019 22:46

Огненная надпись на стене теперь выглядит так:


Эксплуатация промышленных роботов уже в ближайшем году обойдется дешевле труда самых дешевых промышленных рабочих - китайцев. По цветам: зеленый - эксплуатация крупных производственных роботов, синий - эксплуатация малых роботов. Пунктир: светло-зеленый - ставки оплаты труда людей в Китае, желтый - в США, синий - в Германии. Источник изображения: roboticsbusinessreview.com

Вот и значение слов: мина - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; шекель - ты взвешен на весах и найден очень лёгким; полмины - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.

У пророка Даниила речь шла о Вавилоне - царстве капитала. В наши дни господство капитала ассоциируется с Западом, включающим по критерию мировоззрения США, европейские государства, Японию, Израиль, Австралию и Новую Зеландию.

Почему же царство капитала должно пасть? И какое отношение к этому предсказанию имеют роботы?

Если дать самое простое объяснение, то капиталистическая точка зрения опровергается роботизацией техносферы, которая все менее нуждается в индивидуальных трудовых усилиях и частном капитале.

Возможность капитала базируется на идее философии Аристотеля, утверждавшего, что некоторые вещи имеют причину в человеке.

Например: «у дома то, откуда движение - строительное искусство и строитель; то, ради чего - сооружение; материя - земля и камни; форма - замысел дома (logos)».

Такова идея, истолкованная в идеологической матрице капитализма двояким образом. Во-первых, договор против всех по поводу вещи защищает право частной собственности, позволяя осуществлять торговые сделки независимо от физического происхождения вещи.

Например, вы можете продать вещь, которую не вы сделали, но которая, согласно договору против всех (никто кроме вас не может заявить на нее права по закону), является, в широком смысле слова, вашим капиталом.

Во-вторых, время от времени используется толкование римского права об отношениях человека с вещью, которое Маркс превратил в трудовую теорию стоимости. Согласно этой точке зрения, ваши права распространяются только на те вещи, к которым приложен ваш труд.

Капиталистические государства в тучные годы руководствуются первым толкованием, а в худые годы прибегают к римскому праву, проводя конфискации капитала, который не используется продуктивным образом. Примеры: новый курс Рузвельта в США, реформы Эттли в Великобритании.

В обоих случаях предполагается, что капитал неким сложным образом физически произведен людьми, и что капитал можно разделить на множество вещей.

Но как быть с капиталом, произведенным роботами?

Если вернуться к формуле Аристотеля, то первые три причины любой вещи уже не лежат в области непосредственного контроля капиталистического индивида, эти причины переходят в область техносферы, а вещи, рождающиеся в техносфере, теряют характер отдельных изолированных вещей, становятся одной вещью, неотделимой от техносферы в целом.

Например, мобильный телефон или компьютер, если им управляет Windows, уже не являются изолированными вещами, на которые вы их владелец может заявить свои права. И то же самое происходит с огромными индустриальными активами капиталистов. Характерный пример: «Русал».

Что же человеческого осталось в капитале?

Форма, замысел, logos.

Аристотель устоял. Но устоит ли капитализм?

Представьте себе способность управляющих мировым замыслом заявить права на все вещи. Где в таком мире останется место для прав капиталистов? И для прав трудящихся?

Словами таможенника Верещагина ситуацию можно описать так: «Была у меня таможня, были контрабандисты…»

Марксисты ошибочно полагали, что гибель капитализма будет означать торжество рабочего класса. А либералы мечтали о торжестве капиталистов, которым не нужно будет кормить «не вписавшихся в рынок».

Обе стороны диалектического противоречия всё поняли не так. В прекрасном новом мире выходом из противоречия станут не их интересы, а нечто третье.

Сочинителей прогнозов на тему исчезновения труда пруд пруди, и я сам не остался в стороне, собрав два года назад, когда скептиков грядущего апокалипсиса было значительно больше, чем его пророков, оценки экспертных организаций от Международной организации труда до американских консалтинговых конгломератов в своей книге.

Статей и книг других авторов, пишущих о роботизации, технологической точке бифуркации, которую мы вот-вот пройдем, о нетократии, и об упадке капитализма появляется все больше, поэтому нет смысла приводить здесь дополнительные доказательства самого факта существования такой проблемы.

В общем и целом, проблема будущего сводится к тому, что примерно через 10 лет технологически развитые государства будут вынуждены содержать безвозмездно (то есть даром) от 60 до 70% своего населения. И это будет только началом исчезновения труда и капитала, отдаленные последствия которого пока предвидеть невозможно.

Временной горизонт означает, что в течение десятилетия центры мировой силы имеют шанс подготовиться к новому сценарию развития. Через 10 лет окно закроется и ничего изменить уже будет нельзя.

К текущей стартовой позиции центры (пока еще) мировой силы подошли, имея ассиметричные наборы компетенций в отношении стратегической дилеммы «развитие технологий человечества или сохранение человечности и человечества».

1. США рассматриваются в качестве наиболее вероятного претендента на выживание.
Американцы располагают патриотичной и высокоинтеллектуальной элитой, наиболее передовыми технологиями, способны самостоятельно обеспечить себя водой, пищей, энергией.

Слабым местом США является раскол в американской элите, часть которой не может расстаться с имперскими амбициями. Именно эта часть американской элиты пока контролирует мировые финансы. Это, разумеется, минус.

Пренебрегать человеческой глупостью никогда не стоит. И все же шансы США представляются наиболее предпочтительными именно потому, что элита этой страны наименее глупая из четырех рассматриваемых случаев.

2. Европа от грядущего технологического катаклизма проиграет, но вряд ли исчезнет полностью.
Слабое место Европы состоит в недостатке энергоресурсов и в невозможности получить их извне силой. Однако у европейцев есть умные политики, развитая наука, превосходные технологии, возможность самообеспечения продовольствием, а также водой.

Энергию европейцы купят или американцы поделятся. Через десять лет Европа будет сокращать производства и затягивать пояса, вернувшись к положению Англии, возможно, даже Германии 1930-х. С наибольшей вероятностью Европа утратит шансы на самостоятельное представительство в мировой культуре и политике, и превратится в небогатую заокеанскую глубинку США.

3. Китай через десять лет столкнется с необходимостью войны против всего человечества из-за ресурсов.
Неглупая китайская элита создала экономическую модель, поразительно напоминающую государственно-монополистический капитализм Германии XIX века. Как и кайзеровская Германия в начале конца, Китай пытается решить проблему ресурсов развития за счет Африки, а торговые переговоры КНР и США повторяют историю британо-германского маневрирования накануне первой мировой войны.

Возможно, Африка будет заселена китайцами, и это отсрочит мировую войну против Китая.

4. Россия находится на худшей стартовой позиции в сравнении с тремя другими центрами силы. Чтобы пережить апокалипсис, России необходимо в течение ближайших 10 лет сменить элиту.
Или Россия каким-то образом перестанет губить свой ум, или погибнет вследствие нарастающей глупости. Это будет обидно, ведь мы в наилучшем ресурсном положении, и у нас пока есть сильная армия, чтобы их защитить.

Однако у нас нет политического ума, а для страны, где около 25% ее населения страдают той или иной психопатологией, восстановление психического здоровья является главной национальной задачей.

Об авторе.

прогнозы, психоистория

Previous post Next post
Up