«Описание города». Книга Дмитрия Данилова о том, как город может войти в печенки

Nov 30, 2012 11:24




Многие ли из вас ездили в российские города ради того, чтобы просто посмотреть, почувствовать, понаблюдать за городом? Казань и Санкт-Петербург не в счет, там вас обязательно настигает «галочка-тур». А вот так просто, взять и поехать в самый не туристический, москвичами забытый город? Не приходилось? К сожалению, город как событие пока что редчайший стимул для туризма по России. Тем приятнее было открыть для себя человека, который не только проделывает такие странные путешествия, но еще и тщательно записывает свои ощущения, а потом издает об этом книгу. Книгу сложную для чтения, но невероятно полезную.

При чем тут брендинг?
«Описание города» - это готовое качественное исследование восприятия гостем типичного промышленного города с  изрядным налетом советского прошлого. Причем исследование не потому что надо было, а потому что человек сам для себя решил сделать эксперимент. Уж извините, но это качественное качественное исследование города. Автор не разменивается на стандартные радости туриста из большого города типа «ой, какая смешная вывеска» или «тут билет в 2,5 раза дешевле».  Автор старается почувствовать город, вжиться в него, «чтобы он вошел в печенки», например, через штудирование материалов из местных газет: «Гороскоп на неделю. Телец. Вы будете с удивительным упорством оказываться в центре практически всего, что будет происходить вокруг»


Другой город в 250 км от Москвы по прямой

Что за город?
Автор сознательно не называет главного героя своей книги. Для тех, кто хорошо знает города России, чтение превращается в некий квест. На 30-й странице текста у меня было несколько кандидатов на пост описываемого города, и я невольно обратился за подсказкой, решив вдруг прочитав информацию об авторе на задней обложке книги. Дмитрий Данилов оказался москвичом, а следовательно ездил в описываемый город из Москвы. Учитывая то, что «ехать шесть часов», я моментально понял, о каком городе идет речь. Город этот я намереваюсь посетить с разной периодичностью уже более 5-и лет. Но каждый раз, находится вариант повеселее. Вот как сам Дмитрий описывает описываемый город: «Удалось полюбить этот, прямо скажем, не самый веселый и красивый город на Земле, потому что побывать в городе двенадцать раз в течение года и так и не полюбить его - для этого надо быть какой-то совсем уж запредельной, безупречной, кристально-стальной сволочью». Интересно, что в 2012 году мне удалось побывать двенадцать раз в другом российском городе, который называется почти также, как раньше назывался описываемый Дмитрием город, правда находится от него в 1486 км по прямой. И я тоже полюбил тот город.


Другой город в 277 км от Москвы по прямой

Что в городе?
«Описание города» - это находка для любителей электричек. На вскидку четверть книги посвящена описанию системы городских электричек описываемого города. А еще в книге много про футбол (от кубка России до второго дивизиона области), хоккей, ТВ-досуг в гостинице, исследование окраинных дворов, такси, троллейбусы, автобусы и забавная, я бы даже сказал фирменная игра в описание названия улиц, гостиниц, остановок и даже надписей. В некоторых случаях игра очень смешная: «На сером бетонном заборе граффити: «Пацаны против фигни», только вместо слова «фигни» написано другое слово».
Три константы города по прочтению книги: тишина, пустота, серость. На удивление, в «Описании города» мало людей, крайне мало диалогов и совершенно нет интриги. Город познается автором в основном за счет изучения городской среды, например: «Автобус ехал мимо непонятно чего. Нет, серьезно. Это не для красного словца. Действительно автобус ехал мимо хрен знает чего». Похоже, в пониманииидентичности города Дмитрий ближе к урбанистам, чем к специалистам по брендингу.


Еще один город в 725 км от Москвы по прямой

Думаю, я увижу этот город совершенно другим, нежели его описал Дмитрий Данилов. Тем интереснее было прочитать честное описание города человеком, который, судя по всему, на меня не очень похож. Дмитрий, спасибо! И отдельное спасибо за два упомянутых памятника конструктивизма, которые я обязательно посещу, приехав в описываемый город и остановившись «в гостинице, название которой совпадает с названием одного из областных центров Украины».

Рецензия на книгу от Коммерсанта
Рецензии на другие книги о городах
Источник

электрички., Москва, другой город, описание города, жители города, книга о городе, брендирование городов, хоккей, Дмитрий Данилов, бренд города, брендинг мест, город как событие, гороскоп, брендинг городов, идентичность города, city branding, футбол, Казань, Брендинг территорий, Санкт-петербург, пацаны против фигни, маркетинг территорий, конструктивизм, брендинг города, идентичность, территориальный брендинг

Previous post Next post
Up