Национальная Пинакотека в Болонье - музей солидный и интересный. Здесь собраны произведения, которые на протяжении нескольких столетий были эталонными для учеников европейских академий. Сама идея академии художеств родилась в Болонье, где братья Караччи создали «Академию вступивших на правильный путь». Но на искусство болонцев XVII века сейчас смотришь с той или иной мерой иронии или уважения, а задевает тебя что-то совсем другое.
Для меня гораздо более интересными оказались залы музея, где представлены работы XIII-XV веков. Очень выразительно там смотрелись несколько больших живописных распятий. Они создавались для болонских церквей местными мастерами.
Когда ты видишь круцефикс не высоко над головой в алтаре церкви, а прямо перед собой на стене, то первое, во что упирается взгляд - кровь Христа. В «Распятии» Джованни Марторелли (начало XV в.) она течет по камням, попадает в расщелины и достигает черепа Адама, над которым, по преданию, и был распят Христос:
Кровь Христа, обагрившая череп Адама, смывает первородный грех.
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=214 В «Распятии» Микеле ди Маттео (1435 - 1445 гг.) кровь из ран Христа стекает по синему кресту,
основание которого обнимает плачущая Мария Магдалина:
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=224 Марию Магдалину Микеле ди Маттео изображает и в другом «Распятии» для церкви Сан Доменико (1430 - 1435 гг.). Но здесь она изображена скорее в молитвенной позе, а капли крови, падая на нее, превращаются в нимб. Кровь Христа смывает грехи.
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=5&IDOpera=225 Джованни да Модена тоже работал в Болонье в XV веке. Он шокирует зрителей размерами гвоздя, которым прибиты к кресту ноги Спасители.
В нижней части «Распятия» художник изображает стигматизацию Св.Франциска. Мастер тактично разводит два сюжета: скала отгораживает святого от Голгофы.
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=2&IDOpera=159 В круцефиксах XV века символика и натуралистические детали образуют особый сплав: почерневшие, распухшие ноги на золотом фоне, страшные гвозди, яркие пятна крови приобщают нас к страданиям Христа. Полтора столетия раньше это выглядело иначе. Капли крови Христовой превратились в готическом «Распятии» Ринальдо ди Рануччио (1265 г.) в орнаментальный мотив. И тело Христа, и кровь его стали достоянием вечности.
http://www.pinacotecabologna.it/collezione/percorsi/percorsoEsp_A.php?IDSala=3&IDOpera=290 Увидеть детали мне помогла выставка современного фотографа Марио Креши, которая растекалась по всему музею. Рядом с готическим «Распятием» стоял один из ее экспонатов:
Жаль, что сайт музея пока еще очень скромен:
http://www.pinacotecabologna.it/index.php С выставкой можно познакомиться здесь:
http://ingalleria-bologna.blogautore.repubblica.it/2010/12/09/mario-cresci-forse-fotografia/