В начале XVI века молодой маркиз Федерико II Гонзага приглашает в Мантую Джулио Романо. Любимый ученик Рафаэля был принят необыкновенно радушно. Об этом детально повествует в своих жизнеописаниях Джорджо Вазари. Маркиз, обласкав художника, «приказал предоставить ему достойным образом обставленный дом и пожаловал содержание и стол ему, его ученику Бенедетто Паньи и другому, служившему ему, юноше. И, более того, маркиз послал ему несколько канн бархата и атласа и других материй и сукон, чтобы ему приодеться, узнав же, что у него не было выезда, он приказал привести любимого своего коня по имени Руджери и подарил его ему. Джулио сел на него, и оба они отправились за ворота Сан Бастьяно, туда, где на расстоянии выстрела из самострела у его превосходительства было имение с конюшнями, именуемое Те и расположенное вокруг луга, где был завод его жеребцов и кобыл. И когда они туда прибыли, маркиз заявил, что желает, не ломая старой стены, привести имение в порядок так, чтобы в нем были хотя бы небольшие помещения, куда можно было от времени до времени приезжать, чтобы с приятностью там отужинать или отобедать». За 10 лет в низине, за городскими воротами был построен странный дворец, больше похожий на роскошную конюшню, чем на человеческое жилье:
Здание кажется нам сложенным из мощных каменных глыб. И это - первая иллюзия, с которой мы сталкиваемся в палаццо Те. На самом деле, «так как в этой местности нет ни естественного камня, ни каменоломен с приспособлениями для отески и резьбы камней, которыми умелые мастера пользуются при постройке, пришлось ему (Джулио Романо) пользоваться кирпичом и обожженной глиной, покрывая их потом штукатуркой», - свидетельствует Вазари.
Мощный руст, тосканский ордер, глубокие арки и выразительная пустота ниш, общая приземленность здания - сообщают облику здания торжественность и суровость.
Обратимся опять к Вазари: «Форма же этого дворца такова. Здание это прямоугольное и в середине его - открытый двор, похожий на луг (или, вернее, на площадь), куда крестообразно открываются четыре входа. Первый сразу бросается в глаза, раскрывая огромнейшую лоджию, вернее, вводя в нее; она же через другую лоджию выходит в сад».
Первое помещение, куда нас вводит Вазари, - зал с потолком, который «расчленен кессонами разного вида, расписан фреской, и на стенах написаны с натуры самые красивые и самые любимые породистые лошади маркиза, а также собаки той же масти и с такими же пятнами, как и лошади, и с их именами. Все они были нарисованы Джулио, писали же их красками по сырой штукатурке его ученики живописцы Бенедетто Паньи с Ринальдо Мантуанцем и настолько хорошо, что они кажутся живыми».
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/z_other/1cavall.jpg
«Отсюда ход ведет в комнату, которая занимает угол дворца и в которой свод отделан прекраснейшими лепными глиняными и разнообразными карнизами, тронутыми кое-где золотом;
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/0view.jpg они же образуют четыре восьмиугольника, возносящих на самую шелыгу свода квадратное поле с плафоном, приподнимающим свод еще выше, где изображен Купидон, который перед лицом Зевса (осиянного в горной высоте небесным светом) сочетается браком с Психеей в присутствии всех богов. Изобразить это с большим изяществом и лучшим рисунком невозможно, ибо Джулио написал фигуры в сокращении снизу вверх настолько хорошо, что некоторые, имеющие в длину от силы один локоть, кажутся, если смотреть на них с земли, высотой в три локтя. И поистине, выполнены они с поразительным искусством и талантом, ибо Джулио удалось достичь того, что они не только кажутся живыми (настолько они реальны), но и приятным видом обманывают человеческий глаз.
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/5vault1.jpg В восьмиугольниках же изображены все другие начальные истории о Психее, повествующие о злоключениях, постигших ее из-за гнева Венеры, и выполненные столь же красиво и совершенно, а по другим углам около окон - многочисленные амуры, которые производят разное впечатление, в зависимости от занимаемого ими пространства. Весь этот свод расписан маслом кистью вышеназванных Бенедетто и Ринальдо.
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/5vault.jpg Остальные же, самые большие истории о Психее расположены внизу по стенам, и на одной фреске Психея купается и амуры ее омывают и тут же ее обтирают с красивейшими телодвижениями, в другом же месте, пока она купается, Меркурий накрывает пиршественный стол, а вакханки играют на музыкальных инструментах; там же и грации, написанные в изящнейшей манере, осыпают стол цветами, и Силен со своим ослом, которому сатиры помогают перелезть на козу, чье вымя сосут два путта, в то время как сам он беседует с Вакхом, у ног которого два тигра и который стоит, облокотившись на поставец. Этот поставец, по сторонам которого стоят верблюд и слон, - полукруглый, с цилиндрическим сводом, и весь покрыт гирляндами, зеленью и цветами и обвит виноградными лозами, отягощенными гроздьями с листьями, под ними же в три ряда стоят затейливые сосуды, блюда, стаканы, чаши, кубки и другая посуда разнообразной формы и причудливого вида, сверкающая так, будто она из настоящего серебра и золота, которые переданы простым желтым цветом и другими красками столь отменно, что свидетельствуют о способностях, таланте и искусстве Джулио, который показал здесь, как разнообразны, богаты и обильны его выдумка и его мастерство».
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/1south0.jpg Оторвавшись от детального описания Вазари, посмотрим и на другие сюжеты в зале Амура и Психеи. Одна из стен отдана Венере. Слева богиня купается вместе с Марсом, а справа ревнивый Марс преследует Адониса. В центре, над окном, изображены Вакх и Ариадна:
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/2north1.jpg
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/2north.jpg Герои сказки об Амуре и Психее, которую потом много раз будут вспоминать в европейском искусстве, в 1518 году были изображены Рафаэлем и его учениками на стенах виллы Фарнезина в Риме. Джулио Романо наверняка знал эту роспись, и в палаццо Те, в 1530 году, предложил свою интерпретацию истории, рассказанной Апулеем. Из мира гармонии мы переносимся в мир необузданных страстей. Зрителя ошеломляет обилие обнаженных тел, он видит откровенные любовные сцены, вокруг него все движется и шумит. Брутальная энергия наполняет пространство зала.
Центральное место на западной стене отведено циклопу Полифему:
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/3west1.jpg Вот как характеризует сына Посейдона Филострат Старший: "Самый дикий из них, он живет здесь; одна бровь у него над его единственным глазом; его широченный нос навис над самой губой; питается он человеческим мясом, как самые дикие львы. Но теперь отказался он от такого стола, чтоб уж больше не казаться прожорливым и отвратительным: он влюблен в Галатею, увидавши ее издалека с горы, когда она играла на море. Он не играет, и свирель его подмышкою спрятана; он поет пастушечью песню, о том, что бела Галатея и весела, что слаще она винограда и что для нее выкармливает он и медведей, и ланей. Поет он все это, сидя под дубом, не заботясь о том, где пасутся его стада, сколько их, и почти не зная, где земля. Нарисован он в виде страшного жителя гор, потрясает он волосами, прямыми и торчащими, как иглы сосны; острые зубы торчат у него из прожорливой пасти; грудь и живот у него, все до кончика пальцев косматое. Думает он, что влюбленный он выглядит кротким, на самом же деле диким и скрытно-злобным, как дикие звери, в неволю попавшие".
Полифем - это образ Вожделения, и окружают его сцены чудовищной страсти. Справа ослепленная любовью Пасифая влезает внутрь коровы, сделанной Дедалом. Как известно, это поможет ей удовлетворить свою страсть к прекрасному быку, и в результате этого противоестественного союза на свет появится Минотавр.
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/3west.jpg А в результате совокупления Зевса, принявшего образ змея, и Олимпиады родится Александр Македонский. Эта сцена изображена слева. В дверь заглядывает законный муж Олимпиады - Филипп, в глаз которого вонзается молния Зевса:
http://www.wga.hu/art/g/giulio/1pala_te/psyche/3west2.jpg В каждом зале Джулио Романо стремится удивить гостей палаццо Те новыми эффектами, неожиданным сочетанием живописных композиций и скульптурных деталей. В спальне герцога не плафоне изображено падение Фаэтона, вокруг которого вьются скульптурные хороводы путти и живописные композиции с играми амуров:
Наконец череда покоев прерывается лоджией Давида, и у нас появляется возможность немного передохнуть:
Продолжение следует.
Текст «Жизнеописания Джулио Романо, живописца» Джорджо Вазари:
http://www.centre.smr.ru/win/artists/romano/vasari_romano_01.htm
Отрывок из Филострата Старшего:
Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Феофраст. Характеры. Рязань, 2009, с. 96.
Другие воспоминания о Мантуе:
Пизанелло:
http://cicerone2007.livejournal.com/35377.html
Мантенья:
http://cicerone2007.livejournal.com/36252.html
Фрески на улицах:
http://cicerone2007.livejournal.com/41197.html
Леон Баттиста Альберти:
http://cicerone2007.livejournal.com/51691.html