Серебристое чудо: Стеклярусный кабинет

Dec 11, 2010 21:26

В начале декабря, во время Дней Эрмитажа, стены Зимнего украсили панно из Китайского дворца в Ораниенбауме. В реставрационных мастерских музея закончился процесс кропотливого восстановления двенадцати вышитых шелком панно, созданных в шестидесятые годы XVIII века для одного из залов дворца в Ораниенбауме:






В Китайском дворце мне доводилось бывать не раз, поэтому, увидев панно после реставрации, я застыла от изумления. Они выглядели совершенно иначе! Сначала решила, что все оттого, что на выставке нет золоченых обрамлений в виде пальм:










Но дело было в другом. Оказывается, в середине XIX века ворсистый шелк вышивки просто покрасили. Яркие цвета сменили подлинные оттенки шелка. Во время реставрации краску смыли, очистили от грязи стеклярус, дополнили утраты. Панно вновь стали нежными, тающими:




Они были под стать морозному зимнему дню. Поблескивающий стеклярус напоминал льдинки:







Главные герои панно - птицы. Они вроде бы похожи на знакомых журавлей, цапель, гусей или павлинов. Но какие странные у них клювы, перья, хохолки! Разгадка проста - это птицы-иностранцы. Ведь созданы они для Китайского дворца, и перед нами китайские флора и фауна:







Долгое время считалось, что декорация Стеклярусного кабинета заказывалась во Франции. Но, после архивных изысканий оказалось, что создавались панно в Санкт-Петербурге девятью русскими мастерицами-вышивальщицами под началом бывшей актрисы-француженки Марии де Шель. Рисунки для панно выполнил С.Бароцци. В них просматриваются мотивы гравюр Ж.Пиллемана, «китайские забавы» которого были широко известны всей Европе. Так «объединенная» Европа вместе с Россией представляла себе Китай.




Мне вспомнился китайский зал в палаццо Вальмарана: http://cicerone2007.livejournal.com/26111.html#cutid1
Только в Ораниенбауме нет актеров в китайских нарядах, а есть птицы, бубенчики, навершия, напоминающие крыши пагод, экзотическая растительность.







Стеклярусный кабинет, как и весь Китайский дворец, спроектированный Антонио Ринальди, редкий для России памятник рококо. Нежный цветок, высаженный на российской почве. Да еще и в варианте шинуазри. Русская «китайщина» удивительно изящна. Рядом с ней, например, постройки в Потсдаме смотрятся грубыми, она ближе к итальянским или французским образцам.




Легкостью и изяществом отмечена и декорация дворца. Если иметь в виду, что в Стеклярусном кабинете пол был когда-то набран из разноцветных смальт, то можно представить насколько сильно было ощущение драгоценной хрупкости в этом интерьере. И стеклярус, и смальта были изготовлены на Усть-Рудицкой фабрике.




Китайский дворец не был разрушен во время Второй мировой войны. Но ремонтов, перестройки и поновлений в XIX и XX веках он не избежал. К примеру, был утрачен плафон работы Тьеполо, который когда-то украшал Большой зал дворца, рядом с подлинным рококо появилось ложное рококо XIX века. Сейчас во дворце идет реставрация, которую частично собираются закончить к сентябрю 2011 года. Предполагается открыть четыре зала. Тогда стеклярусные панно вернутся на свое место.




В начале 1980-х годов М.Г. Воронов нашел в архиве имена вышивальщиц, работавших над созданием стеклярусных панно. Это Анна Андреева, Авдотья Логинова, Татьяна и Лукерья Кусковы, Прасковья и Матрена Петровы, Авдотья Петрова, Клеопатра Данилова, Марья Иванова. Ими руководила Мария де Шель (де Шен). А вторым своим рождением Стеклярусный кабинет обязан М.В. Денисовой, Г.Г. Федоровой, Л.Н. Логиновой, Т.В. Груниной-Шкварок, М.Н. Тихоновой и А.А. Шапран. Интересно, а не было ли у сотрудницы Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа Л.Н.Логиновой пра-прабабушки Авдотьи?




На сайте Эрмитажа можно увидеть этапы реставрации панно:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html

Ораниенбаум, XVIII век, Санкт-Петербург, рококо

Previous post Next post
Up